Приглашаем коллег завести свой персональный блог!

A SHORT DESCRIPTION ABOUT YOUR BLOG
Изотова Оксана Михайловна

Адрес сайта http://enjoyschoollife.ucoz.ru/


Теги: Нет тегов 
Изотова Оксана Михайловна

Часть I.

В настоящее время к качеству иноязычного образования предъявляют совершенно новые требования, определенные Конвенций модернизации российского образования на период до 2010г.

Главной задачей рассматривается сохранение фундаментального в английском языке и соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Каковы же цели современного иноязычного образования?

Это создание наиболее  благоприятных условий для развития личности как индивидуальности. Школа – тот социальный институт, где каждый ребенок должен раскрываться как уникальная, неповторимая индивидуальность.

В основу образовательной концепции обучения иностранному языку в школе положен некий эталон, модель  ученика и выпускника. В нашей школе такая модель имеет определенное лицо - ученик, наделенный академическим интеллектом и теми личностными качествами, которые позволят ему быть успешным в годы учебы, осуществить правильный выбор и состояться как личность в будущем.

А для этого нужны особые условия, заинтересованность учащихся, их осознанный подход к учебной деятельности, разнообразные формы и методы, помогающие успешно заканчивать школу.

Ни для кого не секрет, что в наше время Россия переживает базисные социально-экономические изменения, суть которых в формировании рыночных отношений в экономике и либерализация социальной сферы. В этой ситуации принципиально меняются цели образования, в частности иноязычного.

Теоретические по сути и практические по широте знания, которые долгое время были главной целью образовательного процесса, теперь становятся средством. Другими словами значимая ориентация отечественной школы сменяется компетентностью – ориентированным подходом к образованию.

Стратегия инновационной деятельности методического объединения учителей иностранного языка школы, выработанная в соответствии с основными федеральными документами, регламентирующими модернизацию образования, а также задачей работы школы  «Обеспечение инновационного  характера базового образования через создание условий для развития творческого потенциала учителей и учащихся в рамках осуществления компетентностного подхода к развивающему обучению » направлена на решение следующих задач:

1.     Пересмотрев традиционную роль учителя и ученика в процессе обучения, формировать готовность к решению различных проблем (деятельностный подход), перенося акцент на  личностно-ориентированное обучение, широко  использовать рефлексивный подход.

2.     Совершенствовать инновационное поле языкового образования на основе использования технологии критического мышления, разработки стратегии позитивного оценивания, использования проектных   методов в обучении.

3.     Совершенствовать   коммуникативную компетенцию в устном и письменном общении на основе информационной грамотности учащихся (построение уроков с учетом новых ИКТ).

И  работа методической службы нашей школы способствуют решению этих задач. Разнообразные формы методической работы  помогают учителям   английского языка создавать условия для формирования необходимого уровня функциональной грамотности учащихся на уроке иностранного языка, инициирования творческого потенциала учащихся, внедрения современных образовательных технологий, накопления результативного опыта для повышения мастерства. Работа МО в школе представлена участием преподавателей в работе семинаров-практикумов, круглых столов, педагогических советов.

Наше МО насчитывает 5 человек:

Крыгина С. А. -   учитель первой квалификационной категории, Отличник народного образования, Лауреат премии  имени Зои Воскресенской  

Косарынская Л. С. - учитель высшей категории, Почётный работник общего образования РФ

Кошелева Л. И. - учитель высшей категории, награждена  медалью «За доблестный труд»

Изотова О. М. - учитель первой квалификационной категории

Терентьева М. А. - учитель второй квалификационной категории

Одобренная  Правительством Российской Федерации стратегия модернизации образования ставит изучение иностранных языков в ряд приоритетов развития образования. Качественное владение иностранным языком необходимо каждому человеку для вхождение в открытое информационное пространство. Учителя МО активно работают над совершенствованием инновационного поля языкового образования в рамках школы и города. Работа нашего МО представлена на различных уровнях: школьном , муниципальном, областном . Учителя  МО ИЯ принимали участие в работе региональных семинаров:

1.     Семинар  учителей, работающих по развивающей системе Л. В. Занкова.

2.     Педмастерская «Ситуации успеха в условиях формирования ключевых компетенций учащихся».

Современная школа как фактор формирования новых жизненных установок ориентирует нас на воспитание мобильной, динамичной личности, способной к сотрудничеству, конструктивности, имеющей развитое чувство ответственности.

Сегодняшние тенденции развития мира (очень быстро меняющиеся условия жизни, переход к информационному сообществу, расширяющиеся масштабы межкультурного общения) ставят нас перед необходимостью решения такой задачи, как развитие коммуникативности во всех сферах человеческой деятельности. В связи с этим возрастает значимость изучения иностранных языков, т.к. россиянин XXI века – это разносторонне развитая личность, способная интегрироваться в мировое сообщество, быть равноправным партнером в межкультурной коммуникации. Перефразируя известную фразу о человеке разумном, можем сказать: «Homo modern – homo communikabilis».

Несомненно, насущные проблемы современной школы способен решить знающий учитель, обладающий научно-теоретическим стилем мышления, умеющий анализировать педагогические явления с позиции взаимодействия с учащимся, умеющий ставить обоснованные цели, отбирать эффективные средства их реализации, адекватно оценивать результативность собственной деятельности и своевременно вносить коррекцию, что является актуальной задачей педагогической теории и практики.

Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обучение с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.

В современной методической и педагогической литературе предлагается огромный выбор таких форм работы, которые можно использовать и в рамках традиционной классно - урочной системы, внеклассной работы и в рамках нетрадиционного обучения. Задача учителя заключается в умелом выборе той формы работы, которая больше всего подойдет для данного класса (возраста), раскроет способности детей, создаст ситуацию успеха и атмосферу радости общения.

Правильно организованная работа учащихся может способствовать в частности росту их познавательного и коммуникативного интереса, что в свою очередь будет содействовать активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучаемых по овладению английским языком, как на уроке, так и во внеурочное время, их постоянному развитию.

Используя разные формы работы (индивидуальные, парные, групповые, командные), мы прислушиваемся к мнению других, высказываем  и отстаиваем свою точку зрения, корректируем свое поведение и подчиняем свои интересы интересам коллектива команды.

Мотивация является двигателем учения. Мотивы деятельности тесно связаны со способностями. Человек проявляется в том, к чему он чувствует интерес, к чему стремится. Учащийся всячески пытается избежать изучения предмета, который вызывает у него неприятные ощущения, связанные с неспособностью к достижению успеха.

Французский писатель А. Франс утверждал: «Чтобы  переварить знание, надо глотать его с аппетитом». Использование коммуникативной методики, активных форм работы, вовлечение учащихся в ролевые игры, парную, индивидуальную, групповую работу, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс повышает мотивацию к изучению английского языка.

Учителя английского языка активно используют ИКТ технологии на своих уроках.  Сегодня трудно представить себе современный мир без компьютеров и сети Интернет. Компьютерные технологии проникли во все сферы человеческой жизни, в том числе и в область обучения иностранным языкам. Наша школа оснащена современными компьютерами с мультимедийным оборудованием. Осознав место и роль компьютера в учебном процессе, оценив его возможности как средства обучения иностранным языкам, учителя нашего МО стараются активно использовать его на своих уроках, так как он позволяет повысить активность учащихся, повысить мотивацию учения, интенсифицировать обучение, создать комфортную среду обучения. Чтобы превратить урок иностранного языка в увлекательное путешествие в мир неизведанного и интересного, где каждый смог бы применить свои творческие способности, учителя нашего МО готовят мультимедийные уроки. С некоторыми из них они поделились на открытых уроках.

Наши ученики принимают участие в разнообразных конкурсах Всероссийского и Международного значения, что способствует формированию устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны, и развитию учебных интересов – с другой.

Помогает создать и в полной мере ощутить   ситуацию успеха на уроке  проектная методика. Безусловно, создание групповых проектов в чистом виде возможно только начиная со средней ступени обучения. Но и в начальной школе на уроках английского языка возможно использование элементов проектной методики, в частности, создание индивидуальных краткосрочных проектов. Примером такого проекта может служить   конкурс на создание образа фантастического животного при изучении лексики по теме “Описание внешности”, “Части тела”.

Таким образом, методическое объединение учителей иностранного языка нашей школы – это организационный и методический центр, обеспечивающий единый подход к принципам ведения и совершенствования современных форм и методов преподавания, к оценке знаний учащихся, к повышению их языкового и социокультурного развития. Учителя иностранного языка всячески способствуют развитию творческих и индивидуальных способностей учеников в плане практического применения иностранного языка для любой будущей специальности.

Часть II.

Сегодня для нашей страны необычайно важна проблема обеспечения  качества образовательного процесса.  С качеством образовательного процесса тесно связаны компетентности учителя. Учитель в совершенстве  владеет предметом, понимает предмет на уровне последних научных достижений и проблем.   Качество образования во многом определяется уровнем подготовки   учителей. «Базовая компетентность учителя заключается в умении создать, организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение заранее сформулированных учителем образовательных результатов ребёнка». Задача учителя – помочь ученикам развивать способности, осознать свою социальную значимость.  «Умение учиться и развиваться, а также умение позитивно взаимодействовать в группе, работая на общий результат, стало в современном обществе одной из основных социальных ценностей и, как следствие этого, основным содержанием школьного образования. Цель образования состоит не в том, чтобы давать знания, а в том, чтобы научить учащихся пользоваться теми средствами, которые помогут им порождать знания, необходимые при решении различных проблемных ситуаций в личной, общественной и профессиональной деятельности». Успех образовательного процесса во многом зависит от личностных качеств педагогов, профессионализма, способностей и компетенций. Поэтому ключевые термины в работе педагогов, это  самообразование, саморазвитие, ИКТ-компетентность, диагностика профессиональной компетентности.

В.Ф.Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное - создать рассол, тогда какой бы ни был огурец, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что взять за его основу?

Часть III.

Как известно, обучение иностранному языку не всегда приводит учащихся к овладению этим предметом. Эффективность учебного процесса зависит от множества факторов. Современный учитель иностранного языка в условиях ограниченного количества часов и общей загруженности детей поставлен перед сложной задачей. Но, несмотря на сложившуюся ситуацию, можно предположить, что в силах каждого преподавателя создать на уроке иностранного языка условия для достижения высоких результатов.

Конечно, эффективность учебного процесса во многом зависит и от личности учащегося, от его заинтересованности в изучении предмета. Но и здесь учитель в состоянии повлиять на ситуацию. Одним из важных факторов, определяющих успешность изучения иностранного языка, является мотивация учащихся. В арсенале современного преподавателя имеется достаточно средств для формирования высокой мотивированности к изучению предмета. Создание ситуации успеха на уроке иностранного языка представляется важным аспектом деятельности учителя.

Почему же так важно создание ситуации успеха? Отвечая успешно, соответственно получая хорошую оценку, похвалу педагога, ученик испытывает положительные эмоции. Таким образом, закрепляется положительное отношение к предмету, возрастает интерес, появляется желание и на следующих уроках работать эффективно, добиться позитивного результата. Соответственно, задача учителя - стремиться создавать такие условия на уроке, чтобы каждый ученик имел возможность заниматься успешно и получать высокую оценку своей деятельности.

 Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. 
Здесь важно разделить понятия «успех» и «сит
уация успеха». Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех,
а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация - это то, что способен организовать учитель, переживание же радости,
успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит,
чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, повер
ить в себя.

На своих уроках Крыгина С. А. применяет кейс-метод (разбор ситуаций).

Кейс-метод (case study) - от англ. сase - случай - техника обучения, использующая описание реальных ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Различают полевые ситуации, основанные на реальном фактическом материале, и кресельные (вымышленные) кейсы.
Преимущества метода

  • Учащемуся легко соотносить получаемый теоретический багаж знаний с реальной практической ситуацией.
  • Вносит в обучение элемент загадки, тайны.
  • Разбираемая гипотетическая ситуация не связана ни с каким личным риском ни для одного из участников.

Большой объем информации и быстрое обновление знаний заставляют   учителя иностранного языка переходить на новое мышление – критическое, творческое и   искать воплощение этих идей при выборе  форм занятий. Работа в группах позволяет достичь определенных успехов за счет взаимопомощи и взаимообучения. Работа, проводимая Косарынской Л. С. является исключительно разносторонней и многоплановой, при этом главным принципом в обучении языку является принцип коммуникативности. Коммуникативный подход предполагает постоянное совершенствование продуктивных форм работы, вовлечение учащихся в учебный процесс, создание на уроке атмосферы сотрудничества, когда различные проблемные ситуации, максимально приближенные к жизни, решаются самими учениками совместно с учителем. Поэтому такие виды деятельности на уроке как ролевая игра, парная работа над моделированной ситуацией, работа в малых группах являются доминирующими. Коммуникативный подход подразумевает также активное использование аутентичных аудио- и видеоматериалов, что все более эффективно осуществляется на практике.

Созданию ситуации успеха  способствует использование Изотовой О. М. коллективных форм обучения. В данном случае действует принцип “Одна голова хорошо, а две лучше” или “Что одному не под силу, то легко коллективу”. Часть обучающихся, к сожалению, нередко чувствуют неуверенность в собственных силах, работая самостоятельно. Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно. Кроме того, введение в урок коллективных форм обучения позволяет педагогу оживить занятие, учитель предоставляет возможность реализации коммуникативных потребностей учеников. Формы коллективной учебной работы обучающихся, используемые нами в своей педагогической деятельности: работа в парах постоянного и сменного состава, работа в микрогруппах ( тройках, четверках), работа в группах (5-7 человек), коллективная работа (класс делится на 2-3 группы или выполняется общая для всего класса работа).

Гуманизация требует изменения отношений в системе “учитель - ученик” – установления связей сотрудничества. Подобная переориентация влечёт за собой изменение методов и приёмов работы учителя. Но это ещё не всё. Приоритетными для учителя становятся знания о взаимоотношении учителя и ученика и реализация этих знаний в процессе взаимодействия с учащимися на уроке.

Гуманизация отношений педагогов  решают следующие взаимосвязанные задачи:

-        создание отношений доверия между учителем и учащимися;

-        обеспечение сотрудничества   между участниками учебно-воспитательного процесса;

-        актуализация мотивационных ресурсов учения;

-        развитие у учителя личностных установок, наиболее адекватных гуманистическому обучению;

-        помощь учителям и учащимся в личностном развитии.

Для индивидуальной работы в целях сформированности учебных мотивов Кошелевой Л. И. подбираются задания с учетом преобладающих предпочтений ребенка. Для учащихся с высоким уровнем учебной мотивации, с развитым мотивом самосовершенствования предлагаются задания, требующие творческого подхода, для учащихся с низким уровнем учебной мотивации – эмоционально окрашенные занимательные упражнения, развивающие внимание и логику.

Часть IV. Анализ открытого урока

Well begun is half done – гласит английская пословица. Многое на занятии зависит от того, как преподаватель его начнёт.  Стремясь создать атмосферу общения на занятии, преподаватель может начать его с непринуждённой беседы, подобно той, которую можно услышать между несколькими приятелями. Такая беседа перерастает в задания урока, учащиеся вовлекаются в беседу, преподаватель не становится контролёром, урок эмоционален, атмосфера дружелюбна.

Так, на своём уроке   в 4 а классе Марина Александровна с самого начала стремилась создать комфортную атмосферу.

Очень важно то, насколько урок как «окружающая среда» обеспечивает ребенку и педагогу комфортное состояние.

«Комфорт» в переводе с английского языка означает «поддержка, укрепление». В «Толковом словаре» С.И.Ожегова «комфорт» определяется как «условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют». Значит, психологический комфорт - условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.  В развивающей системе обучения Л. В. Занкова, в иных инновационных образовательных системах принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие (по возможности) всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя «как дома».

В школе психологический комфорт необходим для успешного развития личности, успешного усвоения знаний, благоприятного физического и эмоционального состояния.

Естественно, существуют различные ситуации, мешающие психологическому комфорту. У учащихся  такими «мешающими» факторами являются: неуверенность в себе, повышенная утомляемость, замедленность темпа деятельности, повышенная потребность во внимании, повышенная двигательная активность, трудности в переключении с одной деятельности на другую. Что можно сделать в условиях школьного урока для сохранения психологического комфорта? Обязательно учитывать физиологические эмоционально-личностные особенности детей, создавать ситуации успеха на уроке, выбрать наиболее подходящий стиль общения. Вежливый, доброжелательный и доверительный тон Марины Александровны в начале урока способствовал тому, что дети раскованно, с удовольствием говорили на английском языке о своём самочувствии, о проблемах, связанных со здоровьем, о том, как помочь другу, когда он болен.

Урок иностранного языка, будучи сложным актом общения, состоит из более простых актов общения и обладает всеми его чертами. Любой урок включает в себя такие фазы, как установка на выполнение деятельности, ориентировка в её условиях, исполнение и контроль (самоконтроль). Каждой фазе общения на конкретном этапе урока соответствуют определённые действия учителя и учеников. В условиях соактивности основными орудиями учителя становятся просьбы, советы, похвала, одобрение или доброжелательное порицание. Марина Александровна акцентирует внимание учеников на содержательном аспекте деятельности, раскрывая цель и мотив каждого задания (что нужно сделать и для чего). Основной формой учебной деятельности в этом случае является совместная увлечённость коммуникативно-познавательной деятельностью, живое общение учителя с детьми. Ведущим девизом их совместной деятельности является лозунг «Действуем вместе!». Что касается ученика, то благодаря благоприятным межличностным отношениям, он не испытывает страха сделать языковую ошибку, быть не понятым, чувствует себя раскованно и свободно.

Использование мультимедийной презентации дает учителю огромные возможности для повышения эффективности урока: это и мобилизация внимания, и повышение уровня восприятия информации, совершенствование практических навыков, и радость, удовлетворение от учебной работы.  Компьютерные технологии позволяют рациональнее организовать работу на уроке. Наглядность, подготовленная на электронных носителях, способствует экономии учебного времени, помогает продемонстрировать различные явления, тематические картинки, видеосюжеты, делает урок насыщенным, интересным.

Инсценирование, разучивание диалогов, стихов, песен – это трудоёмкая, но настолько увлекательная и интересная работа не только для   педагога, но и для учащихся. Так, на уроке английского языке дети с удовольствием рассказывали стихи, составляли диалоги, причём акцент делался на этикетные нормы общения, с целью научить детей адаптироваться в реальных ситуациях. Для успешного построения диалога учащимся была предложена модель, образец, на который они ориентировались, поставлена коммуникативная задача, предложена наглядность. Марина Александровна мотивировала учащихся к более эмоциональным ответам, сопровождающимся мимикой, жестами. Такие диалоги интересны как отвечающим, так и слушающим. Ключевые и наиболее сложные фразы, использование которых уместно в данной речевой ситуации,  были представлены в помощь учащимся на экране проектора. Такую форму работы можно и нужно использовать в дальнейшем, а в детских глазах снова засветится волшебными фонариками радость творчества.

Использование физминуток позволяет расходовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью. После физминутки ребята становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Релаксационные моменты в течение урока благотворно влияют на здоровьесбережение учащихся и учителей. На своём уроке Марина Александровна с учётом возрастных особенностей детей в качестве физкультминутки предложила видеоклип – известный детский мультфильм, но на английском языке. Дети вместе с любимыми персонажами  с удовольствием исполняли зарядку.

Уроки с использованием музыки и песен также снимают напряжение и усталость, восстанавливают работоспособность учащихся, дают мощный эмоциональный заряд. Песенный материал содержит аутентичный разговорный язык. Обращение к песням и музыке приобщает к культуре страны изучаемого языка. Ребята послушали песню легендарной группы «Битлз» с одноимённым названием урока “With а little help from mу friends”.

Исполнение песен под фонограмму или «караоке» способствует совершенствованию произносительных навыков, одновременно развивая навыки аудирования и эмоционально окрашивая занятие.

Одним из важнейших обучающих и воспитывающих моментов в ситуациях успеха и неуспеха является осознание учеником достигнутого и недостигнутого, усвоенного или непонятого. Проще говоря – рефлексия и самоанализ.

Трудность школьного учения состоит, в частности, в том, что это единственный вид работы, которую человек сам не оценит — нуждается в оценке учителя. Между тем лишь того можно назвать самостоятельным, независимым человеком, кто сам выносит точную оценку своей работе, не завышенную и не заниженную, кто научен и приучен анализировать свою деятельность. В конце урока ученики выбрали карточки с забавными «смайликами», выражающими различные эмоции, которые соответствуют их настроению.

Ситуация успеха - это особая атмосфера на уроке, когда и учитель и ученик чувствуют себя комфортно. Ученик не боится ошибиться,  раскрывает максимально свой потенциал и получает положительные эмоции от  взаимообучения и сотрудничества. А учитель корректно направляет течение урока в нужное русло.

Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.

Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на «хороших» и «плохих», «умных» и «глупых». Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.

Результаты многочисленных научных исследований указывают на то, что  для учащихся разных классов   важна психологическая атмосфера, в которой они находятся.

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома».

Одна из основных задач сегодня – развивать творческие способности каждого, так как прогресс нашей цивилизации полностью зависит от людей творческих, многогранных и стремящихся к проявлению своих способностей. Педагогам важно не потерять будущие таланты, стимулировать и развивать их.

Любой ученик обладает своим определенным потенциалом способностей, которые могут раскрыться в определенных ситуациях, при определенных методах работы педагога. И поэтому   планировать и строить уроки английского языка нужно так, чтобы дети могли погрузиться в творческий процесс, воспитывать в них стремление к открытиям, что и приведет к увлеченности данным предметом, желанию узнать как можно больше, а это возможно сделать только при условии личностно – ориентированного обучения.

Нельзя быть безразличным, нужно действовать согласно девизу: “Каждый урок – творческий праздник!”, приняв участие в котором, любой ребенок должен приобрести и развить необходимые социальные знания, навыки и умения, используя английский язык как средство общения и взаимодействия.

Результаты успешности и неуспешности нашей деятельности не всегда отражает аттестация учащихся, да и наша  учительская аттестация тоже. Понятие успеха все же очень субъективно. Но пока есть интерес у ребят к нашему предмету, тем больше вероятность того, что каждый следующий урок мы будем пытаться сделать   более успешным.


Теги: Нет тегов 
Изотова Оксана Михайловна

Материал по Туле и Тульскому краю представлен на форуме в разделе "Региональный компонент". Название презентации "Tula and Tula Region".


Теги: Нет тегов 
Изотова Оксана Михайловна

Материал размещён на форуме "Подготовка к ЕГЭ, ГИА". Название презентации "Написание письма официального характера"


Теги: Нет тегов 
Изотова Оксана Михайловна

Анализ работы ЦМО учителей иностранных языков

МОУ «СОШ №5» за 2010-2011 учебный год

(руководитель – Изотова О. М.)

Состав МО:

  1. Крыгина С.А. – учитель английского и немецкого языков, первая категория;
  2. Косарынская Л.С. - учитель английского языка, высшая категория;
  3. Кошелева Л.И. - учитель английского языка, высшая категория;
  4. Изотова О.М. - учитель английского языка, первая категория;
  5. Терентьева М. А. - учитель английского языка, вторая категория

В этом учебном году коллектив МО учителей иностранного языка работал над методической темой «Совершенствование преподавания иностранного языка в условиях развивающего обучения как основы ФГОС НОО», поэтому целью методического объединения было непрерывное совершенствование информационной культуры педагогов, их эрудиции и компетентности в области иностранных языков, создание условий для внедрения в практику системно-деятельностного подхода в условиях развивающего обучения как основы ФГОС НОО.

Деятельность методического объединения учителей иностранного языка школы, проводимая в соответствии с основными федеральными документами, а также задачей работы школы  «Совершенствование образовательной деятельности ОУ в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и введения  ФГОС второго поколения» в 2010-2011 учебном году была направлена на решение следующих задач:

  • выполнение Государственного стандарта знаний по предмету и учебного плана всеми учителями иностранного языка;
  • совершенствование методики проведения учебных занятий на основе формирования коммуникативной компетенции учащихся;
  • развитие профессиональной компетентности учителей МО, совершенствование их педагогического мастерства;
  • изучение, освоение и внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий; использование проектной технологии на уроках   иностранного языка и тестовой технологии для контроля всех аспектов языка;
  • создание условий для активизации творческого потенциала учащихся и  учителей через систему олимпиад, аттестации, творческих отчетов, участия в педсоветах, региональных научно-практических семинарах, педмастерских;
  • совершенствование подготовки учащихся к   ЕГЭ - основа эффективности социального самоопределения выпускников.

На заседаниях МО были рассмотрены и обсуждены такие темы, как «Информационная культура как элемент профессиограммы учителя иностранного языка» (Изотова О.М.), «Особенности примерной программы по иностранному языку для   начальной школы. Изучение Концепции стандартов 2ого поколения» (Терентьева М.А.), «Системно - деятельностный подход как основа ФГОС НОО» (Крыгина С. А.), «Игровые физкультминутки на уроке иностранного языка» (Кошелева Л.И.), «Как подготовить учащихся к ЕГЭ по иностранному языку (раздел «Аудирование»)» (Косарынская Л. С).

Заседания МО проходили в разных режимах: обсуждения, беседы, круглые столы.  В виде  мультимедийной презентации была представлена тема «Подготовка к ЕГЭ. Стратегия написания тематического высказывания с элементами рассуждения. Написание письма личного характера».

Темы для самообразования были выбраны также в соответствии с методической темой:

Крыгина С.А. – «Системно - деятельностный подход в условиях развивающего обучения как основа ФГОС НОО»;

Косарынская Л.С. – «Совершенствование подготовки учащихся к  ЕГЭ по разделу «Письмо»: стратегия написания  эссе и письма личного характера»;

Кошелева Л.И. – «Диалоговые технологии как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках иностранного языка»;

Изотова О.М. – «Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках иностранного языка в начальной школе»;

Терентьева М. А. – «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках иностранного языка в начальной школе».

Стратегия модернизации образования ставит изучение иностранных языков в ряд приоритетов развития образования.  Качественное  владение иностранным языком необходимо каждому человеку для вхождение в открытое информационное пространство. Учителя МО продолжают работать над совершенствованием инновационного поля языкового образования в рамках школы и города. Работа нашего МО представлена на различных уровнях: школьном (круглые столы, педагогические советы), муниципальном (городское методическое объединение, мастер-классы), областном (семинары-практикумы, педмастерские, конференции). В этом учебном году учителя нашего МО принимали участие в работе региональных семинаров и конференций:

1. Областная научно-практическая конференция «Профессиональное мастерство учителя как фактор повышения качества образовательного процесса по иностранному языку» (15 декабря 2010 года).

2. Региональный педагогический семинар «Здоровьесберегающие технологии в условиях реализации системы Занкова» (23 декабря 2010 года).

3. Региональная педагогическая мастерская «Творческое сотрудничество всех участников образовательного процесса – залог успешности в формировании универсальных учебных действий» (14 марта 2011 года).

В 2010 году Крыгина С. А. выступала на областной научно-практической конференции с докладом «Роль ШМО в повышении качества образовательного процесса по иностранному языку». В работе конференции также принимала участие Изотова О. М.

Терентьева М. А. в декабре 2010 года дала открытый урок английского языка во 2 классе по теме: «Добро пожаловать в наш театр! Спортивные игры»  в рамках регионального педагогического семинара.

Изотова О. М. презентовала работу школьного циклового методического объединения учителей иностранного языка по теме «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках иностранного языка» в рамках региональной педагогической мастерской  в марте 2011 года.

Главная задача  учителей МО -  создание условий для формирования необходимого уровня функциональной грамотности учащихся на уроке иностранного языка, инициирование творческого потенциала учащихся, внедрение современных образовательных технологий, накопление результативного опыта для повышения мастерства.

Приоритетом в обучении иностранному языку является создание условий для формирования вторичной языковой личности как эффективного участника межкультурной коммуникации.  Коммуникативный подход предполагает постоянное совершенствование продуктивных форм работы, вовлечение учащихся в учебный процесс, создание на уроке атмосферы сотрудничества. Поэтому такие виды деятельности на уроке как ролевая игра, парная работа, работа в малых группах являются доминирующими. Коммуникативный подход подразумевает также активное использование аутентичных аудио- и видеоматериалов, что все более эффективно осуществляется на практике педагогами нашего МО.

Учителя английского языка активно используют ИКТ технологии на уроках иностранного языка,  так как это позволяет повысить активность учащихся, мотивацию учения, создать комфортную среду обучения. С этой целью учителя нашего МО готовят мультимедийные уроки, с  которыми они  делятся на заседаниях МО и  на открытых уроках.

Также ведется активная работа по  использованию мультимедиа - технологий   для выполнения   учащимися индивидуальных творческих заданий и проектов.

В этом учебном году продолжалась работа по повышению  качества  и  результативности  обучения и совершенствованию уровня преподавания иностранного языка. Работа по повышению качества и результативности подразумевает постоянную модернизацию учебного процесса, внедрение новейших технологий в обучение, осуществление индивидуального подхода к учащимся и максимальное развитие их творческого потенциала. Все это находит отражение в работе методического объединения учителей иностранного языка. Показатели качества знаний учащихся являются достаточно стабильными (в среднем по всем учебным параллелям  65% учеников имеют оценки «4» и «5»).

Результаты итоговых контрольных работ в 6-х классах (I-ое полугодие) по выявлению обученности учащихся показали   36 %  качество знаний при  75 % успеваемости:

6А – Изотова О.М. – 54 %; Терентьева М. А. – 63 %

6Б – Изотова О.М. – 14  %; Терентьева М. А.– 11 %.

Результаты проведения контрольной работы в данных классах у многих учащихся оказались ниже четвертных оценок и выявили следующие затруднения: не всегда правильно понятое задание, есть ошибки в выборе видовременных форм глаголов. Формат теста  не всем ученикам оказался под силу, что говорит о необходимости чаще отрабатывать задания в данной форме.

Во II-ом полугодии административная проверочная работа проводилась в 7-х классах и показала достаточно высокое качество знаний (в среднем 81%) при 96% успеваемости:

7А – Крыгина С. А. -100 %; Косарынская Л. С. -82 %

7Б -  Крыгина С. А. -67 %; Кошелева Л. И. -75 %.

Результаты проведения контрольной работы в данной параллели  показали, что процент качества знаний учащихся по английскому языку по сравнению с прошлым годом повысился на 16%. В основном, все ребята подтвердили свои оценки, это значит, что они обладают оптимальными учебными возможностями и овладели программными требованиями стандарта. Затруднения: неумение выделять главное в тексте, затруднения в переводе текста.

Повышение качества обучения неразрывно связано с постоянным совершенствованием уровня преподавания. Учителя иностранного языка регулярно работают над освоением новых УМК. В этом учебном году наши педагоги начали апробацию учебника линии «Happy English.ru» для 5 класса авторов К. И. Кауфман, М. Ю. Кауфман, а во 2-х классах начали серию УМК под редакцией  М.З. Биболетовой «Enjoy English». Учителя нашего ЦМО выступают с сообщениями на заседаниях методического объединения школы и города. Так, в августе 2010 года на заседании городского методического объединения учителей английского языка Изотова О. М.  выступала по теме: «Работа с одарёнными детьми в условиях летнего профильного лагеря». А в марте 2011 года учителя нашего ЦМО приняли участие в работе городского теоретического семинара учителей иностранного языка, где Терентьевой М. А. и Изотовой О. М. были представлены презентации по формированию универсальных (коммуникативных и познавательных) учебных действий на уроках иностранного языка в начальной школе.

Учителя английского языка осуществляют регулярную подготовку учащихся к сдаче экзаменов в 9-ом классе, Единого государственного экзамена в 11 классе. При этом регулярные тестирования  по различным видам речевой деятельности проводятся уже с 5-ого класса. Учителя постоянно расширяют банк тестовых заданий по всем аспектам английского языка, входящим в ЕГЭ. При проведении таких тестов создаётся ситуация, аналогичная проведению ЕГЭ, т.е. осуществляется психологическая подготовка учащихся к незнакомой ситуации.  Всё это не могло не сказаться на росте числа учащихся, выбравших ЕГЭ по английскому языку в 2011 году. Четыре ученика 11 класса успешно сдали этот экзамен – Ошкина Светлана – 58 баллов, Горюнова Валерия -59 баллов, Павлов Артур – 60 баллов, Сафронов Владимир –85 баллов, (учитель Косарынская Л. С.). Сдавала экзамен в 9 классе одна ученица Кошелевой Л. И.– Медведева Софья -   сдала на «5», подтвердив годовую оценку.

Наши учащиеся принимают активное участие в школьных и  муниципальных олимпиадах по английскому языку. Участниками школьного этапа  олимпиады 2010 года стали 79 учащихся 5-11 классов. Команда МОУ «СОШ № 5» в количестве 6 человек (8-11 классы) приняла участие в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников по английскому языку.

Наши ученики принимают участие в разнообразных конкурсах Всероссийского и Международного значения, что способствует формированию устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны, и развитию учебных интересов – с другой.

Так, в этом учебном году учащиеся нашей школы   участвовали в   таких конкурсах по английскому языку, как «Всероссийский молодёжный чемпионат по английскому языку» (г. Пермь, «Центр развития одарённости») участвовало 55  человек (9  учеников   вошли в двадцатку лучших в регионе, а Кулешова Екатерина, ученица 5 класса (учитель Терентьева М. А.) и Цыганкова Анна, ученица 6 класса (учитель Изотова О. М.) получили дипломы за лучший результат в городе (районе)); Международный игровой конкурс по английскому языку “British Bulldog”(Институт продуктивного обучения Российской Академии образования) – участвовало 95  человек.   8  учеников   вошли в десятку лучших в регионе (учителя Косарынская Л. С., Крыгина С. А., Терентьева М. А., Кошелева Л. И.), а ученица 9 класса Иванова Вероника получила диплом за 5 место в регионе (учитель Изотова О. М.).

Учителя нашего методического объединения ведут активную внеклассную работу. В 2011 году школьная команда, которую подготовили О. М. Изотова и М. А Терентьева, заняла 3 место в муниципальном конкурсе театрализованных представлений на английском языке.

Учителями МО регулярно обновляются стенды «Давайте говорить по-английски» и «Наслаждайся английским языком!», на которых представлена как познавательная, так и развлекательная информация   на английском языке.

В этом году  в нашей школе продолжил работу летний профильный лагерь «Ants», где учителя английского языка имеют возможность интенсивно заниматься внеклассной работой, что усиливает мотивацию к изучению английского языка, стимулирует в целом интеллектуальную и языковую активность учащихся и оказывает положительное психологическое воздействие на взаимоотношения учителя и учащихся, создаёт атмосферу сотрудничества и творчества.

Анализ работы методического объединения учителей  иностранного языка показывает, что они добились хороших результатов, тем не менее, остаются проблемы, над которыми учителям предстоит работать в следующем учебном году, а именно:

- более тщательно готовить учащихся к олимпиадам разного уровня;

- продолжить систематическую отработку заданий в формате ЕГЭ на среднем и старшем этапе;

- совершенствовать формы индивидуальной работы с одаренными детьми;

- привлекать большее количество учащихся во внеклассную работу.

Таким образом, в 2010-2011 учебном году ЦМО учителей иностранного языка продолжило работу по совершенствованию методики обучения иностранному языку в контексте иноязычной культуры и созданию условий развития творческой активности участников педагогического процесса, изучению новых технологий, их внедрению в практику своей работы с целью обеспечения уровня образования, соответствующего современным требованиям обучения иностранным языкам.

Руководитель методического объединения учителей иностранного языка,

учитель первой квалификационной категории                                                                                Изотова О. М.

июнь 2011 года


Теги: Нет тегов 
Изотова Оксана Михайловна

План работы МО учителей иностранных языков на 2010 – 2011 уч. год.

Сроки

Содержание работы

Ответственные

август

1. Анализ работы МО учителей иностранных языков за 2009 – 2010 уч. год. Планирование работы ШМО на 2010 – 2011 уч. год.

2. Результаты ЕГЭ - 2010 по английскому языку: проблемы и пути решения.

3.  О   новых подходах к аттестации педагогических  работников в 2011 году.

4. Из опыта работы: «Работа с одарёнными детьми в условиях летнего профильного лагеря».

5. Разработка материалов олимпиады школьного этапа по английскому языку в 10 классе.

Изотова О. М.

 

Косарынская Л. С.

 

Крыгина С. А.

 

Изотова О. М.

 

учителя английского

языка

 

ноябрь

1.  Особенности примерной программы по иностранному языку для   начальной школы. Изучение Концепции стандартов 2ого поколения.

2.  Системно - деятельностный подход как основа ФГОС НОО.

3. Обсуждение итогов школьной олимпиады.

4.  Формирование команды учащихся для участия в муниципальном этапе олимпиады школьников.

5. Информационная культура как элемент профессиограммы учителя иностранного языка.

 

Терентьева М. А.

Крыгина С. А.

учителя английского

языка

 

Изотова О. М.

 

 

декабрь

1. Проведение международного конкурса Британский Бульдог.

2. Участие во Всероссийском предметном молодёжном чемпионате по английскому языку.

3.  Анализ итогов муниципального этапа олимпиады школьников.

 

учителя английского

языка

 

Изотова О. М.

январь

1. Организация и подготовка  внеклассного мероприятия по английскому языку в средней школе.

2. Как подготовить учащихся к ЕГЭ по иностранному языку (раздел «Аудирование»).

3.  Игровые физкультминутки на уроке иностранного языка.

4.  Планирование открытых уроков к педсовету.

5. Коммуникативные УУД– основа формирования коммуникативной компетентности учащихся.

6. Обзор новой методической литературы по иностранным языкам.

учителя английского

языка

Косарынская Л. С.

 

Кошелева Л. И.

Изотова О. М.

Крыгина С. А.

 

Терентьева М. А.

март

1. Участие в городском внеклассном мероприятии по английскому языку.

2. Городской  теоретический семинар учителей английского языка «Формирование универсальных учебных действий на уроках иностранного языка».

3. Методическая неделя.  Проведение открытых уроков к педсовету.

4. Подготовка к  итоговой аттестации учащихся 9-х, 11-х классов по иностранному языку.

 

 

Изотова О. М.

Терентьева М. А.

 

учителя английского

языка

 


Теги: Нет тегов 
Изотова Оксана Михайловна

Ссылка на официальный сайт нашей школы    http://aleksin-school5.narod.ru/


Теги: Нет тегов