Приглашаем коллег завести свой персональный блог!

Расскажите о своей профессиональной деятельности.
Захарьина Ольга Валерьевна

Методическое Объединение преподавателей английского языка МОУ Общеобразовательный лицей №17

Наше педагогическое кредо: Посредственный учитель излагает, хороший – объясняет, выдающийся –показывает, великий – вдохновляет.

Уильямс Артур Уорт

Работа в лицее предполагает педагогическое взаимодействие с детьми, проявляющими более высокий уровень развития интеллекта. Это требует от педагога особых умений по созданию условий для наиболее полного развития личности.

В лицее №17 учащиеся изучают только английский язык. Обучение ведется с 5 по 11 класс при сетке часов 3 учебных часа в неделю.  Наш лицей имеет классы с углубленным изучением физики и математики и классы естественно-научной направленности. Набор в лицей осуществляется в 5, 8, 10 классы. Этим объясняется специфика работы преподавателей английского языка в лицее. В один класс приходят школьники, изучавшие язык по углубленной программе и те, кто начал изучать язык с 5 класса по обычной программе. Для поддержания интереса к иностранному языку и достижения устойчивых результатов необходимо оптимизировать процесс обучения.

В составе МО семь преподавателей английского языка. Все они имеют хорошую научно-методическую подготовку. Их уроки отличаются направленностью на развитие творческих способностей  учащихся. Результатом работы являются высокие показатели в обучении, воспитании и развитии школьников. Большая плотность урока, использование различных видов наглядности, умелая организация самостоятельной работы способствуют организации мыслительной и речевой деятельности учащихся, лучшему усвоению материала. Учителя творчески подходит к проведению уроков различного типа (уроки-путешествия, экскурсии, защита проектов, телемосты, конференции, рождественские уроки, ток-шоу по различным проблемам).

Для того, чтобы обучение успешно выполняло свою развивающую функцию, необходима специальная методическая обработка содержания обучения, особая организация учебного процесса и глубокое проникновение в психологию каждого ученика. Мы считаем, что технология психолого-педагогического сопровождения интеллектуально одаренных детей является наиболее эффективной, так как  она способствует не только развитию интеллектуального потенциала учащихся, но ведет к всестороннему развитию личности учащихся,  что является главным направлением работы современной школы. Организация специальной  системы психолого-педагогического сопровождения интеллектуально одаренных детей и является главной задачей организации методической работы в лицее.

Технологию организации процесса психолого-педагогического сопровождения развития интеллектуально-одаренных детей на уроках иностранного языка можно определить как организацию деятельности учителя, направленной на:  обучение детей способам самостоятельного и эффективного познания мира («формирование ментального опыта») и создание психолого-педагогических условий, обусловливающих максимальное развитие личности.

 

При этом в работе учителя мы выделяем 3 основных этапа:

1 этап – диагностический. (Проведение анкетирования и анализ результатов для выработки нужной стратегии).

2 этап - психолого-педагогический (деятельностный).

3 этап – анализ деятельности и результатов.

Если способности учащихся развиваются, то их академические успехи демонстрируют их прогресс и продвижение.

Если же качество и уровень работ учащихся не улучшается, значит, для учащегося данный вид работы  неэффективен, и необходимо подобрать для него способы, которые позволяют раскрыть его индивидуальные особенности и добиться более успешных результатов. Это один из путей предупреждения неуспеваемости.

Однако, мы считаем, что при оценке эффективности образовательного процесса необходимо учитывать наряду с знаниями, умениями и навыками (ЗУН) еще и компетентность, инициативу, творчество, саморегуляцию, уникальность склада ума.

Средствами развития учащихся при обучении иностранному языку является сама система содержания курса иностранного языка, а также активный характер учебного процесса.

Система определяется программой школьного курса иностранного языка и предусматривает постепенное повышение уровня развития учащихся от класса к классу. Все разделы программы связаны между собой последовательно развивающимися понятиями (например, система времен английского языка), объединяющими их в единое целое, в систему. Следствием системности содержания является системность знаний учащихся. Когда знания становятся убеждениями учащихся, то и их мышление приобретает свойство системности. Повышение удельного веса теоретических знаний также способствует формированию системных знаний.

В свою очередь, активный характер учебного процесса обеспечивается:

  • проблемным обучением;
  • широким использованием средств наглядности, ТСО (включая использование компьютерных технологий);
  • систематическим контролем
  • дифференцированным подходом к учащимся (с учетом восьми типов интеллекта)
  • внедрением новых технологий для решения практических задач обучения: интенсив, педагогика сотрудничества, проектная методика, методика развития критического мышления.

Формирование внутренней мотивации является важнейшим условием создания психолого-педагогических условий, обуславливающих максимальное развитие личности.

Исследования доказывают, что обучение будет более эффективным, если учащийся опирается преимущественно на внутренние мотивы.

К внешним мотивам в обучении относятся:

  • отметки;
  • вынужденный долг;
  • учеба ради престижа, лидерства, материального вознаграждения;
  • избегание наказания.

Внешние мотивы приводят к угасанию внутренней мотивации.

Внутренними мотивами в обучении являются:

  • удовольствие от самой деятельности;
  • прямой результат деятельности;
  • стремление к успеху;
  • понимание необходимости знания для жизни;
  • учение, как возможность общения.

 

Таким образом, одной из важнейших задач наших учителей является формирование внутренней мотивации, для того, чтобы знания стали личностно-значимыми для ребенка.

Этому способствуют создание демократичного, гуманистического стиля взаимоотношений с учеником и организация личностно значимого для ребенка обучения.

Для того чтобы учебный материал стал личностно значимым для учащихся, необходимы следующие условия:

- связь изученного материала с реальной жизнью;

- практическое применение полученных знаний, способов деятельности;

- творческий характер обучения;

- приоритет самостоятельной деятельности;

- ощущение учащимися удовлетворенности от проделанной работы, продвижения вперед.

Наиболее полно эти идеи реализуются при гуманно-личностном подходе и в обучении в сотрудничестве.

Высокий уровень мотивации можно сохранять за счет использования интерактивных форм работы на уроке и организацию систематических консультаций, психологических тренингов, консилиумов, интеллектуальных игр, других форм внеклассной работы.

Интерактивные формы работы дают учащимся осознание включенности в общую работу, развитие личностной рефлексии, активной позиции в учебной деятельности. У детей развиваются навыки общения и взаимодействия, прививаются нравственные нормы и правила совместной деятельности. Повышается познавательная активность, учащиеся начинают лучше слышать и понимать новые идеи, новые представления, изменяется способность учащихся размышлять о новой информации, потому что они получили более широкий доступ к своему мышлению и контроль над ним.

Одним из условий успешной реализации  технологии психолого-педагогического сопровождения интеллектуально одаренных детей является формирование гуманитарного стиля мышления.

Личность с гуманитарным стилем мышления легче устанавливает закономерности между различными явлениями, предметами, отличается многомерностью восприятия мира.

Таким образом, у ребенка, который имеет технические способности и при этом обладает гуманитарным стилем мышления, больше возможностей для личностного развития. (Методика Е. Б. Фанталовой «Изучение мотивации и личностных конфликтов»)

И, наконец, стоит сказать несколько слов о проведении контроля и выставлении оценок в условиях гуманно-личностного подхода в обучении. Выполнение любого задания проверяется и контролируется учителем. При этом выполняются установленные теорией и практикой обучения следующие требования к организации контроля:

1)              индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля  личной учебной деятельности каждого ученика, (при этом сравнение каждый раз проводится не по принципу «сильный» – «слабый», а каждый соревнуется сам с собой, то есть со своим ранее достигнутым результатом);

2)              систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения, сочетание его с другими сторонами учебной деятельности учащихся;

3)              всесторонность, заключающаяся в том, что контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся;

4)              объективность контроля;

5)              дифференцированный подход (учитель дифференцирует сложность заданий для сильных и слабых учеников).

Одним из наиболее эффективных и удобных методов диагностики знаний, умений и навыков, по сравнению с другими методами контроля, являются предметные тесты. В целях сокращения времени на выполнение некоторых видов письменных контрольных работ практикуется применение программированных средств. В рамках организации исследовательской деятельности учащихся, мы привлекаем учащихся к составлению собственных компьютерных программ по отдельным наиболее сложным разделам программы. Компьютерные программы, созданные учащимся по темам «Причастие», «Прилагательное и наречие», «Сослагательное наклонение» построены по принципу «От простого к сложному». Учащиеся всегда могут обратиться к теории. Предусматривается возможность повторного прохождения теста, если вы допустили много ошибок. Такие программы не только экономят время проверки знаний учащихся, но и позволяют каждому усвоить материал в наиболее приемлемом для него темпе.

Преподаватели МО активно используют программы ADTester и  Multitester, т.к. они позволяют создавать свои собственные тесты.

Учителю необходимо анализировать результаты своей деятельности, опираясь на данные диагностики, результаты академической успеваемости учащихся, беседы с родителями и другими преподавателями. При необходимости вносить необходимую корректировку.

Очень важно подбирать индивидуальные задания с учетом особенностей психического развития того или иного ребенка. Мониторинг психолого-педагогической деятельности учителя – важнейшее условие ее успешности.

Организация процесса сопровождения развития интеллектуально одаренных детей  на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности, как мы видим, обязательно включает в себя не только деятельность учителя, направленную на формирование интеллектуальных навыков, но и психолого-педагогическую поддержку детей, т.к. они требуют к себе повышенного внимания, нуждаются в постоянном ободрении и поощрении.

Комплексное использование образовательных технологий – необходимое условие для стимулирования интеллектуальной деятельности учащихся, а также формирования творческого мышления. В результате повышается уровень их обучаемости  другим предметам, так как продуктивность любой деятельности, в том числе и учебной, зависит от уровня развития интеллекта.

Результативность данной технологии подтверждает позитивная динамика развития учащихся.

Ежегодно наши ученики становятся призерами и победителями, городских, областных и федеральных олимпиад и конкурсов, где они участвуют наравне с учащимися из школ и классов с углубленным изучением английского языка (4-8 часов в неделю, у нас в лицее - 3 часа с 5 класса). Выпускники лицея успешно поступают на гуманитарные факультеты самых престижных вузов страны - МГУ, СППГУ, ФИНЭК, Инжекон и т.д., т.к. их результаты по ЕГЭ по английскому языку стабильно высокие (в 2009г- 3 человека 90 баллов и выше, 4 человека - 80 баллов и выше; в  2010 - 1 человек -  80 баллов и выше, 5 человек - 70 баллов и выше;  в  2011 - 1 человек 90 баллов и выше, 3 человека - 80 баллов и выше).

Критериями эффективности деятельности учителя в развитии личности и познавательных возможностей школьника могут выступать:

  • Организация активной деятельности ученика в учебно-воспитательном процессе;
  • Формирование мотива предстоящей деятельности;
  • Использование различных, в том числе и технических источников знаний;
  • Обучение учащихся различным способам переработки информации;
  • Личностно-ориентированный подход;
  • Опора на сильные стороны ученика;
  • Опора на самостоятельность и самодеятельность ученика.

Для того, чтобы добиваться высоких показателей в работе все преподаватели лицея постоянно работают над повышением своего профессионализма.

Деятельность по повышению профессионализма, работа по самообразованию.

- Работа над темой по самообразованию.

- Работа на курсах для поступающих в ВУЗы.

- Курсы повышения квалификации.

- Участие в конкурсах профессионального мастерства.

- Чтение классической и современной английской и американской литературы и периодики в оригинале.

Захарьина О.В. Захарьина Ольга Валерьевна

Учитель англ. яз. высшей квалификационной категории, заслуженный учитель РФ

Визитка


Семенова Е.А.
Семенова Елена Александровна

Учитель англ. яз. высшей квалификационной категории

 


 

 

Смолина О.В.

Смолина Ольга Витальевна

Учитель англ. яз. высшей квалификационной категории

 


 

 

Старовая И.Ю.

Старовая Ирина Юрьевна

Учитель англ. яз. высшей квалификационной категории

 


 

Афанасьева Н.А.

Афанасьева Наталья Алексеевна

Учитель англ. яз. высшей квалификационной категории


 

Гладкова Н.А.

Иванова Марина Анатольевна

Выпускница Архангельского Педагогического Университета 2011 г.


Гладкова Н.А.

Гладкова Наталья Анатольевна

Выпускница Архангельского Педагогического Университета 2010г.


Теги: Нет тегов