Сегодня последний день нашей дискуссии. Хочется выразить благодарность организаторам за поднятую тему обсуждения. Сетевое проектирование - это актуально, ново и интересно. Спасибо коллегам, которые поделились своим опытом участия в проектах, познакомили с конкретными проектами для учащихся и продуктами, созданными в результате их творчества. Для меня участие в этой дискуссии - не напрасно проведённое время.
Зимина Татьяна Александровна писал(а):
Уважаемые коллеги!
Чем руководствуетесь Вы при отборе сетевого проекта? Какие критерии являются принципиальными, когда Вы советуете своим учащимся поучаствовать в конкретном сетевом проекте?
Татьяна Александровна, мне понравился Ваш вопрос. Для меня основной является воспитательная составляющая проекта. Если проект помогает приобщиться к истории, культуре своей Родины или глубже познакомиться с культурой другого народа - это непременное его достоининство. Во-втрорых, проект должен расширять и углублять имеющиеся у детей представления, знания и развивать компетенции. Может быть, поэтому все проекты, в которых участвовали мои ребята, являются не узко предметными, а межпредметными и метапредметными. Немаловажно и то, чтобы ребята смогли найти себе равных партнёров по общению, смогли испытать свои возможности, сравнить себя и свою работу с другими. Участие в сетевом проекте - это одна из форм развития одарённости в ребёнке. Мы же понимаем, что для одарённого ребёнка мало реализации его способностей на уровне класса, где, порой, даже нет ему равных. Только поучаствовав в сетевом проекте высокого уровня, некоторые ребята начинают понимать, что есть к чему стремиться и что есть чему поучиться. И последнее: являясь фанатом современных информационно-коммуникационных технологий, и, используя активно их в своей деятельности, считаю, что должна приобщить к этому своих ребят. А им это, поверьте. нравится! Кроме того, у детей тоже есть чему поучиться. Проект для меня - путь к обоюдному развитию.
Хотелось бы остановиться на ключевых акцентах технологии разработки и проведения учебных проектов:
Учебный исследовательский проект. Выполняется в рамках учебной деятельности: монопредметный, интегративный, межпредметный. Соблюдается технология исследовательской деятельности.
Практико-ориентированный проект.
Применение проблемного обучения. Направлен на развитие мышления высокого уровня. Для введения в проект формулируются учителем или уточняются вместе с участниками проекта в ходе дискуссии проблемные вопросы.
Возможность самостоятельного выбора учебной траектории в проекте. Формирование исследовательских групп происходит, исходя из пожеланий участников проекта.
Вовлечение родителей в круг учебной деятельности и интересов ребенка. Учитель представляет родителям информацию о проекте: цели, направление и практическая значимость для детей учебной деятельности в проекте.
Тщательная проработка целеполагания при организации проекта.
Коллективное планирование выполнения проекта. Сформированная группа самостоятельно составляет план работы над проектом.
Предоставление критериев выполнения заданий до его выполнения. Заранее разработаны показатели и критерии оценивания, которые предоставляются до начала выполнения проекта.
Применение системы оценивания. Учитель разрабатывает стратегию и инструменты оценивания.
Использование информационно-коммуникационных технологий. Проект направлен на освоение и полноценное применение ИКТ, сетевого взаимодействия, социальных сервисов сети Интернет.
Уважаемые коллеги, может быть кому-нибудь покажется интересным только что завершившийся муниципальный проект "The Memory Of Heart", посвящённый 70-летию Победы. Конечно, единого продукта как такового нет, но есть много творчества ребят и созданные ими работы. Планирую провести дальнейшую очную встречу участников в виде Фестиваля "Салют Победе!" https://sites.google.com/site/thememoryofheart/home
Шарафутдинова Татьяна Михайловна писал(а): Уважаемые коллеги!
У нас есть ещё одна тема, которой мы не касались ( или я пропустила?). Это - технологии реализации сетевых проектов учащихся: Какие технологии полезны для реализации сетевых проектов учащихся? Какое программное обеспечение необходимо для сетевых проектов учащихся? Какое программное обеспечение сетевых проектов учащихся заслуживает наибольшего распространения?
Что думает по этому поводу наш коллективный разум?
Основная часть проектов строится на технологии ВикиВики. На сегодняшний день эта технология является достаточно простой и популярной для организации совместных сетевых проектов. В ВикиВики реализована радикальная модель коллективного гипертекста, когда возможность создания и редактирования любой записи предоставлена каждому из членов сетевого сообщества. Это отличие делает Вики наиболее перспективным средством для коллективного написания гипертекстов, современной электронной доской, на которой может писать целая группа.
ВикиВики предусматривает решение таких задач проектной деятельности, как:
совместное создание документов, презентаций, эссе, поэм и т.п. произведений;
совместное создание сетевых отзывов;
создание аннотаций, комментариев и примечаний к тексту;
создание библиотеки примеров, советов, ссылок на учебные материалы;
распространение информации, обмен информацией между учащимися.
Еще одна технология функционирования сетевых проектов - веб-квест.
Веб-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Веб-квесты могут охватывать как отдельную проблему, учебный предмет, тему, так и быть межпредметными.
Особенностью веб-квестов является то, что часть информации или вся информация, представленная на сайте для самостоятельной или групповой работы учащихся, находится на различных веб-сайтах. Но так как вся информация пронизана гиперссылками, учащиеся работают в едином информационном пространстве, для которого не является существенным фактором точное местонахождение той или иной порции учебной информации. Ссылки на часть источников даются учителем, а часть учащиеся находят самостоятельно, пользуясь обычными поисковыми системами. По результатам работы ученики либо представляют собственные веб-страницы по данной теме, либо какие-то другие творческие работы в электронной, печатной или устной форме.
Много возможностей для проведения сетевых проектов предоставляет Google, в частности популярный сервисе Google Drive (Диск Google)
Адрес ресурса: drive.google.com/.
Приложение Диск Google – это бесплатный пакет офисных программ, расположенный в сети Интернет. Он предназначен для использования на персональном компьютере и позволяет хранить файлы на сервере, синхронизировать файлы между компьютером и сетевым хранилищем, создавать документы Google и пользоваться другими функциями. Также можно использовать мобильное приложение Диск Google. Использование данного приложения позволяет продолжить работу с нужным документом с любого компьютера, имеющего удаленный доступ, а также обеспечивает совместную работу с одним документом для нескольких пользователей одновременно.
Также в последнее время социальные сети всё активнее начинают использоваться в целях продвижения того или иного проекта, не исключая учебных.
За несколько лет социальные сети и сообщества (Facebook, Twitter, Vkontakte и другие) стали местом для общения миллионов людей. В связи с этим раскрутка и продвижение проектов в социальных сетях становятся популярными.
Мною опробованы все перечисленные выше платформы для проведения проектов. Несколько раз оргнизовывала сетевые проекты на общем сайте (например, на jimdo.com) с рассылкой пароля для входа на сайт всем участникам.
Уважаемые коллеги, давайте не отвлекаться от предложенной темы дискуссии: не проектная деятельность вообще, а сетевые проекты учащихся. Сетевой проект - это не конкурс, над заданиями которого каждый работает сам по себе, и результат которого размещается в сети. Этим-то и страдает большининство проектов, претендующих на название сетевых. Почему проект - это соревнование участников? У меня вопрос: как вы считаете, будет ли интересно учащимся принимать участие в сетевом проекте. если убрать из него конкурсную составляющую с последующим выявлением пробедителей?
Другим недостатком проектов я назвала бы отсутствие полноценной обратной связи участников и организаторов проекта, которое бы всех взаимно обогащало (тем более, если это проект по иностранным языкам и на иностранном языке). Зачастую, все общение в проекте сводится к регистрации , получению инструкций и в дальнейшем отправке результатов. Было бы здорово создавать в сетевом проекте телеконференцию или чат по рассматриваемой проблеме и получать совместный результат.
Здравствуйте! Татьяна Михайловна, спасибо за подобное объяснение, ссылки на проект помогли воссоздать целостную картину и задумку организаторов. Согласна с вашим определением, что полностью сетевым этот проект назвать нельзя. Зато он практико-ориентированный, и награда - тому подтверждение. На мой взгляд, наша задача, как учителей, - уметь создавать учебные ситуации (пусть иногда и не совсем реальные), внутри которых будет происходить исследовательская, поисковая и др. деятельность обучающихся. При разработке учебного проекта самим учителем организатору необходимо продумать не только этапы с заданиями и сроками выполнения, цель и задачи, но и конкретные критерии оценивания (чтобы учащиеся могли объективно оценивать и себя, и своих партнёров). Коллеги, давайте обсудим, какими должны быть цели и задачи сетевых проектов. Ещё хотелось бы узнать, всегда ли вам легко ставить проблемные вопросы перед обучающимися для работы в рамках проекта (можно привести примеры проектов и проблемных вопросов на нескольких этапах их реализации).
Благодаря Татьяне Михайловне, Людмиле Владимировне, Татьяне Александровне и др. мы имели возможность познакомиться с примерами нескольких очень хороших проектов. Очень хочется, чтобы наша дискуссия стала настоящей площадкой по обмену педагогическим опытом по сетевому проектированию. Предлагаю открыть галерею продуктов самых разных сетевых проектов учащихся, с помощью которой мы сможем познакомиться с техническими средствами и сервисами, использованными в их создании. Пусть эта галерея ещё раз потвердит правильность слов Радислава Петровича Мильруда: "Без продукта нет проекта!". Позвольте пригласить вас в зал галереи. где представлены работы обучающихся МБОУ "СОШ р.п.Ровное Саратовской области"
Уважаемы коллеги, меня очень интересуют социальные проекты на английском языке. Проект - это же не всегда конкурс. Сейчас на сайте "Английский язык в школе" проводится регистрация на участие в проекте особого образца, посвящённом 70-летию Победы в Великй Отечественной войне. Предполагается разработка, публикация и распространение информационного буклета о земляках – участниках Великой Отечественной Войны, проведение и публикация интервью с ветераном Великой Отечественной Войны, работником тыла или ребенком войны и презентация творческого проекта перед учащимися начальных классов образовательного учреждения. Страница проекта: Отчёты по проведенным этапам (фото, буклеты) отправляются на сайт сообщества.
Очень актуальный, полезный и воспитательно ценный проект, на мой взгляд. А можно ли такие проекты назвать сетевыми, ведь как такового общения участников в сети нет, и в интернет выкладывается итоговый продукт?
Здравствуйте! Поддерживаю Людмилу Владимировну в высокой оценке проекта издательства "Просвещение" "Интерактивная карта России". Мои ребята также принимали в нём активное участие. Продукт проекта - замечательная книга с рассказами детей о родных городах и маленьких посёлках - прекрасное интерактивное пособие для учителя. написанное доступным языком для детей самими детьми и снабжённое уникальными иллюстрациями.