Лозовская Татьяна Витальевна. Технология смешанного обучения как способ формирования мотивации изучения английского языка у студентов неязыковых специальностей

Печать

УДК 811.111(37.02)

ТЕХНОЛОГИЯ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Лозовская Татьяна Витальевна

Преподаватель

Кафедра английского языка

УО «Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины»

г. Гомель, Республика Беларусь

Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются преимущества технологии смешанного обучения, а также ее возможности в формировании мотивации изучения английского языка у студентов неязыковых специальностей. В ходе исследования выделяется ряд задач, которые необходимо решать преподавателю в процессе применения данной инновационной технологии, а также проблемы, с которыми можно столкнуться при ее использовании.

 

Ключевые слова: мотивация; инновационные технологии; смешанное обучение; самостоятельная работа; дистанционное обучение.

 

 

 

BLENDED LEARNING TECHNOLOGY AS A MEANS OF FORMING MOTIVATION FOR STUDYING THE ENGLISH LANGUAGE FOR STUDENTS OF NON-LINGUISTIC SPECIALITIES

Lozovskaya Tatyana Vitaljevna

Lecturer

The English language department

Francisk Skorina Gomel State University

Gomel, Belarus

Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Annotation. The article deals with the advantages of Blended learning technology, and also with its potential in forming the motivation for studying the English language for students of non-linguistic specialities. The studies enable to emphasize a number of tasks that should be sold by the teacher while applying this innovation technique, and also the problems one can face using it.

 

Key words: motivation, innovation techniques, blended learning, individual work, distance learning.

 

Введение. В современных условиях, благодаря расширению профессиональных контактов, более свободному обмену информацией, распространению научной и учебно-методической литературы, издаваемой за рубежом, знание английского языка представляется необходимым. Основная научная литература является англоязычной, общение специалистов в различных формах осуществляется, в основном, на английском языке, пользование компьютером, в частности Интернетом, невозможно без знания данного языка. Однако, несмотря на необходимость знания английского языка специалистами различных сфер деятельности и понимание его значимости, выпускники неязыковых факультетов недостаточно хорошо им владеют. Причин, объясняющих это явление, много, но одной из основных является низкая мотивация изучения этого предмета.

В связи с этим важно развивать мотивацию изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей. Для развития мотивации необходимо формирование ее самим преподавателем благодаря правильно подобранному типу учения. От того, как и какой материал преподносится учителем, какая роль отводится ученику – пассивно впитывающей губки или активно работающего вместе с педагогом, – будет зависеть и тип учения, и характер мотивации [1, с. 57].

Цель работы. Изучение иностранного языка студентами имеет свои особенности, связанные со спецификой будущей профессиональной деятельности, личностными и профессиональными характеристиками, необходимыми для будущего специалиста, что необходимо учитывать, решая проблему развития мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыковых факультетов. Возникает необходимость перехода от традиционной образовательной парадигмы к инновационной. В связи с этим целью данной статьи является рассмотрение технологии смешанного обучения и ее возможностей в формировании мотивации изучения английского языка у студентов неязыковых специальностей.

Материалы и методы исследования. В процессе использования таких методов исследования как анализ научной психолого-педагогической литературы, собственной педагогической деятельности, а также изучения массового и передового педагогического опыта удалось выявить преимущества данной инновационной технологии, а также проблемы, которые могут возникнуть при ее использовании.

Результаты исследования и их обсуждение. Инновационные технологии кардинально изменили возможности преподавателей в обучении различным дисциплинам. Использование информационно-коммуникационных технологий  эффективно соотносится с новой мотивацией к получению знаний. Иностранный язык является одной из первых дисциплин, в которой преподаватели начали активно использовать информационные технологии. И это в свою очередь привело к появлению такой формы работы преподавателей и студентов, как смешанное обучение.

Понятие смешанного обучения появилось не так давно. С одной стороны, это объединение строгих формальных средств обучения (работа в классе, изучение материала языкового курса) с неформальными (обсуждение важнейших аспектов учебного материала посредством электронной почты и Интернет-конференций). С другой стороны, это комбинирование различных способов подачи учебного материала (очное face-to-face, электронное online learning и самостоятельное обучение self-study learning) с использованием методики управления знаниями [2, с. 142].

Технология смешанного обучения нацелена на то, чтобы сформировать у студентов умение самостоятельно планировать и организовывать свою деятельность, ориентируясь на конечный результат. Студенты учатся принимать решения, делать осознанный выбор и нести за него ответственность. У студентов формируются навыки и умения работать в информационном пространстве, самостоятельно искать, отбирать и анализировать информацию, представлять результат с использованием различных современных технологий, то есть происходит формирование необходимых речевых и социокультурных компетенций.

Современная модель смешанного обучения предполагает, что:

- все материалы практических занятий доступны студентам и легко могут использоваться для самостоятельного изучения, т.е. учебные материалы существуют не только в печатном, но и в электронном виде;

- преподаватель составляет ресурсную карту, в которой указаны основные и дополнительные материалы, ссылки Интернета, которыми может пользоваться студент во время прохождения определенного языкового курса;

- есть возможность онлайн общения при помощи таких инструментов как чат, форум, блог;

- ведется разработка индивидуальных и групповых проектов, что развивает навыки поиска, анализа информации, учит работать в команде, правильно распределять обязанности и нести ответственность за принятые решения;

- используются аудио и видеолекции, которые делают процесс обучения простым и более насыщенным [3].

Данную технологию можно успешно применять в языковом образовании, в частности, в обучении иностранным языкам студентов неязыковых специальностей. Но со стороны преподавателя требуется основательная подготовка, так как в процессе использования технологии смешанного обучения ему приходится решать ряд задач. Во-первых, необходимо правильно организовать учебный материал при создании курса. Это значит, что преподаватель должен четко знать, какой материал будет изучаться аудиторно, а какой можно вынести на изучение в дистанционной форме. Нужно учитывать, какой материал преподавателю необходимо объяснить и проработать на занятии в аудитории, какой материал и выполнение каких заданий требует у разных студентов разного времени для формирования навыка и, соответственно, может быть перенесен на дистанционное обучение, и какой материал будет целесообразно вынести на самостоятельную работу. Во-вторых, требуется четкая организация учебного процесса. Сюда можно включить такие моменты, как распределение видов деятельности на занятии в аудитории и дистанционно, решение дидактических задач с учетом индивидуальных особенностей студентов, выбор методов обучения на очных и дистанционных занятиях, а также осуществление контроля и самоконтроля обучающихся. Немаловажным фактором является формирование устойчивой мотивации к учебно-познавательной деятельности, которая должна поддерживаться на всем протяжении процесса обучения. Преподаватель должен стимулировать самоконтроль и поощрять и развивать различные способы продуктивного сотрудничества с обучающимися.

Среди основных форм работы, которые можно вынести за аудиторные часы занятий, выделяются следующие: самостоятельная работа, творческие задания, аудирование, форумы, индивидуальные задания, работа над ошибками. Самостоятельная работа должна быть привязана к темам основного учебного пособия и являться его продолжением. Задания on-line должны расширять тему урока, помогать отрабатывать грамматические структуры, языковые модели и устойчивые выражения, относящиеся к данной теме.

Еще одним видом самостоятельной работы, направленным на развитие навыков аудирования, является задание прослушать Pod Cast. Существует бесконечное множество различных «подкастов» – от коллекции программ BBC до файлов, записанных конкретными специалистами и организациями. Существуют даже web-страницы, содержащие подкасты специально для изучения английского языка как иностранного [4].

Подкасты можно использовать для работы на уроке, но лучше предлагать их для самостоятельной работы студентам, так как в домашних условиях материал можно прослушать столько раз, сколько это необходимо.

Широкий спектр материалов, предлагаемых в Интернете, дает возможность преподавателю работать над произношением, лексикой, развивать способности восприятия речи на слух. При подготовке заданий к подкастам необходимо учитывать уровень сложности: от элементарного прослушивания и повторения до готовности решать различные проблемные задачи на основе полученной со слуха информации. Такие задания для самостоятельной работы вносят неоценимый вклад в развитие способности аудирования, а следовательно, вовлечение студентов в языковую среду и снятие языкового барьера.

Общение с преподавателем через Scype, получение консультаций online, использование блогов и работа с Pod Cast дает возможность осуществить профессионально-ориентированной подход к обучению иностранному языку, не увеличивая при этом аудиторную нагрузку.

Необходимо принимать во внимание и те проблемы, которые могут возникнуть при использовании данной модели обучения. К сожалению, в большинстве образовательных учреждений уровень обеспечения информационными технологиями и общий уровень компьютерной грамотности оставляет желать лучшего. Причин этого может быть несколько. Во-первых, у некоторых преподавателей существует боязнь использовать современные компьютерные технологии в своей работе. И поэтому они не видят необходимости менять отработанный годами процесс преподавания предмета, переходить от использования только бумажных носителей и устаревших магнитофонов к новым электронным устройствам. Во-вторых, это острая нехватка времени. Освоение новых технологий и создание электронных курсов, поиск информации, составление ресурсной карты, создание презентаций, проверка заданий студентов – все это требует от преподавателя не только освоения новых технологий, но и длительных временных затрат.

Успешное решение данных проблем приведет к широкому использованию данной инновационной технологии в процессе обучения.

Заключение. Таким образом, очевидно, что технология смешанного обучения – это совершенно новый этап в развитии техник преподавания, и она становится все более популярной, так как целиком вписывается в концепцию модернизации современного образования. А ее использование в процессе обучения иностранному языку может оказать положительное влияние на формирование мотивации у студентов неязыковых специальностей.

 

Список литературы

1. Букина, А.Н. Воспитание и мотивация учебной деятельности студентов  /  А.Н. Букина // Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1994. – 103 с.

2. Костина, Е.В. Модель смешанного обучения (Blended Learning) и ее использование в преподавании иностранных языков / Е.В. Костина // Известия высших учебных заведений. Серия: Гуманитарные науки. – 2010. – Т. 1. № 2. –  С. 141–144.

3. Вардашкина, Е.В. Модель смешанного обучения английскому языку студентов неязыковых вузов: Современные проблемы в пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: www.sworld.com.ua – Дата доступа: 11.02.2013

4. Варенина, Л.П. Эффективность смешанного метода обучения иностранному языку в неязыковом вузе: Педагогика высшей школы [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://mggu-sh.ru/sites/default/files/varenina.pdf – Дата доступа: 12.02.2013

Written by :
Гулов Артем Петрович
Гулов Артем Петрович