Гулов Артем Петрович. Нравственное воспитание школьников в системе образования США

Печать

УДК 37.013

 

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ США

 

Гулов Артем Петрович, учитель английского языка, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ №12 с УИОП» г.Старый Оскол , Россия

Аннотация. В данной статье анализируются особенности организации нравственного воспитания школьников в системе образования США. В качестве ключевых особенностей, детерминирующих специфику нравственного воспитания американских школьников, рассматриваются общественный характер системы образования, ее децентрализация, а также доминирование общественных организаций в воспитании молодежи.

Ключевые слова: нравственное воспитание, система образования США, децентрализация, открытый и скрытый куррикулум, партнерские организации.

Artem P. Gulov. Moral education of school students in the education system of the USA

Resume. In this article features of the organization of moral education of school students in the education system of the USA are analyzed. Among the key features determining specifics of moral education of the American school students, public character of an education system, its decentralization, and also domination of public organizations in youth education are considered.

Keywords: moral education, education system of the USA, decentralization, open and hidden curriculum, partnership.

 

Американская система среднего образования представляет собой тип децентрализованной общественной системы.

С самого момента зарождения США открытие школ, их количество, финансово-материальное, кадровое и учебно-методическое обеспечение школ было в ведении местного населения, поэтому американская школа – это прежде всего общественная школа (public school) [1, с. 82]. В программном документе National Education Association подчеркивается, что управление школой – дело самой школы, а не бюрократии, не имеющей представления о проблемах школы, проблемах учащихся и учителей [5]. Неслучайным в данном контексте следует рассматривать значимость участия общественности в управлении школой. Так, например, в качестве подобного рода участия общественности выступают комитеты школы (school boards), состоящие из представителей общественности и школьной администрации, учащиеся и учителя, родители. В ведении данных комитетов находятся вопросы содержания образования, воспитания,  материального обеспечения школы. Безусловно, школьные комитеты находятся в юрисдикции школьного округа (school district), который, как правило, совпадает с границами того или иного штата. Школьный округ управляется суперинтендантом. Федеральный уровень системы образования США представлен департаментом образования США, который разрабатывает примерные ориентиры развития системы образования США.

Как следствие – децентрализация всей системы образования США, выражающаяся на различных уровнях: от уровня образовательных программ и стандартов до уровня финансового и материального обеспечения.

Осуществление нравственного воспитания также подчиняется факторам децентрализации американской системы образования. D.K. Lapsley (2006) отмечает, что нравственное воспитание в школах США осуществляется на уровнях формального (институализированного) и информального образования [4, p. 42]. Формальное образование, то есть образование в школах, может включать нравственное воспитание в содержание образования (оpen curriculum), а может и не включать (hidden curriculum). Включенное в curriculum нравственное воспитание, как правило, представляет собой определенную программу character education. в 2013 году 22 штата из 50 реализуют программы нравственного воспитания на уровне оpen curriculum. В числе наиболее популярных программ отмечены две: leadership (воспитание лидерства) и social community (воспитание социальной солидарности). Большинство же школ осуществляет воспитание опосредованно на уровне hidden curriculum, что предполагает осуществление педагогической деятельности на основе национальных и общечеловеческих ценностей (national & human values). В этом процессе очень важен моральный облик учителя, его нравственность и мировоззрение, поскольку пример учителя – есть наиболее действенное средство воспитания.

Вместе с тем наибольшую активность в вопросах нравственного воспитания американской молодежи проявляют различные общественные организации, юридические и физические лица. Именно они предоставляют штатам и школам достаточно полный набор программ нравственного воспитания, решающих как общие, так и частные задачи. Именно реализация нравственного воспитания посредством информального образования – отличительный признак современной системы образования США. Такие организации именуются, как правило, как partnership (партнеры). Наличие и активность общественных партнеров в деле нравственного воспитания американской молодежи – наиболее яркое выражение общественного характера американской системы образования.

Легитимация данных партнерских программ на федеральном уровне осуществляется организацией The Character Education Partnership (CEP), дословно – собрание организаций и индивидуальных членов, призванных помочь школам в разработке и реализации программ character education (CE) и moral education (МЕ). Примерами программ CE  и МЕ  могут служить следующие: «Building decision skills (with service learning)» («Обучение принятию решений и общественному служению»), «Child development project» («Проект развития детей»), «Too good for violence» («Слишком хороший для насилия»), «Too good for drugs & violence» («Слишком хороший для наркотиков и насилия») и др.

Например, в школах штата Вирджиния официально реализуются 12 партнерских программ CE и МЕ: Center for the 4th and 5th R's; Character Education and Life Skills Lessons; Character Counts; Character Development Group; Character Development & Leadership; Good Character; I Am Going To College; Peace Learning Center; Youth Leadership Initiative; National Service Learning Partnership; U.S. Department of Education, What Works Clearinghouse; Josephson Institute; Learning For Life; Virginia Rules; Wings – Helping Kids Soar.

Несмотря на то, что эти программы – общественные, качество осуществления ими нравственного воспитания обеспечивается деятельностью специальных государственных и общественных организаций, занимающихся мониторингом программ CE и МЕ. Например, What Works Clearinghouse [6], The Institute for Educational Sciences (IES) of the U.S. Department of Education (институт образовательных наук департамента образования США) поддерживает информационный центр What Works Clearinghouse (WWC), который регистрирует экспериментальные доказательства эффективности педагогических воздействий, в том числе СЕ и МЕ. Параллельно с рейтингом WWC Berkowitz (M.W. Berkowitz et al. [2] (2008); M.W. Berkowitz & M. Bier [3] (2004)) и его коллеги регулярно составляют свой независимый рейтинг программ СЕ и МЕ «What Works for Character Education».

Таким образом, как и в американской педагогической науке, так и в практике школ США нравственное воспитание рассматривается не как прерогатива формального образования, а как дело общественности. Данная идея фундирована концепцией ограничения прямого вмешательства в развитие личности. Однако практика подобного рода не является единственной магистральной линией нравственного воспитания в США, поскольку общественная система американского образования диалектически связана с идеологией и политикой США как государственной державы. Поскольку содержание нравственного воспитания американских школьников определяется прежде всего национальными ценностями, которые, будучи довольно традиционными, детерминированы различными историческими контекстами, одним из центральных факторов развития воспитания следует рассматривать политико-экономический дискурс США в историческом контексте.

 

Литература

 

  1. Супян, В.Б. Образование в США: состояние и приоритеты развития [Текст] / Б.В. Супян // США - Канада. - 2000. - №1. - С. 80-93.
  2. Berkowitz, M.W. & Bier, M. What works in character education: A research-driven guide for educators. [Text] / M.W. Berkowitz & M. Bier. – Washington, DC: Character Education Partnership, 2004.
  3. Berkowitz, M.W. What works in character education: What is known and what needs to be known. [Text] / M.W. Berkowitz, V.A. Battistich & & M.C. Bier. / Handbook of moral and character education. L. Nucci & D. Narvaez (Eds.) - New York, NY: Routledge, 2008. - P. 414-431.
  4. Lapsley, D.K. Moral stage theory. [Text] / D.K. Lapsley // Killen M. & Smetana J. (Eds.). Handbook of moral development. - Mahwah, NJ: Erlbaum, 2006. -  P. 37–66.
  5. Team Approach to Better Schools. [Text]. - Washington, 1988.
  6. What Works Clearinghouse. [Electronic resource] / Access Mode:   http://www.whatworks.ed.gov/
Written by :
Гулов Артем Петрович
Гулов Артем Петрович