Егорова Наталья Васильевна. Формирование политической толерантности учащихся через использование СМИ на уроках иностранного языка

Печать

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ  ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СМИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Егорова Наталья Васильевна, МБОУ «Гимназия №40», г.Казань, Татарстан, Россия

Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Аннотация

В статье освещаются вопросы формирования политической толерантности учащихся через использование СМИ, в частности газет, на уроках английского языка. Автором рассматриваются  взгляды российских и зарубежных исследователей на проблему политической толерантности; перечислены факторы, влияющие на ее формирование. Раскрыто понятие «политическая нетерпимость» и представлены способы ее преодоления, одним из которых является изучение текущей информации о политической обстановке в стране, что доказывает актуальность исследования, связанного с формированием политической толерантности учащихся через СМИ.

Ключевые слова: средства массовой информации; политическая толерантность; политическая нетерпимость; ценностно-нормативная система; политическая социализация; политическая культура.

FORMING OF THE PUPILS’ POLITICAL TOLERANCE THROUGH THE USE OF MASS MEDIA AT THE LESSONS OF ENGLISH

Yegorova Natalya Vasilyevna, Gymnasium №40, Kazan, Tatarstan, Russia

Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Abstract

The article deals with the issue of forming of  pupils’ political tolerance through the use of mass media, especially through  the use of newspapers, at the lessons of English. The author considers different views of Russian and foreign researchers on the problem of political tolerance; paying attention to the factors, which influence its forming. Much attention is given to the notion of  “political intolerance” and the ways of its overcoming, one of which is studying the current information about the political situation in the country. This fact proves the actuality of the research, connected with the forming of pupils’ political tolerance through the use of mass media.

Index terms: mass media; political tolerance; political intolerance; value-normative system; political socialization; political culture.

Демократизация российского общества актуализировала проблему участия граждан в политической жизни страны, в частности вовлечения в политику молодежи. Следует отметить, что политическое сознание молодого поколения оказывается под влиянием различных политических сил.         Понятие свободного обмена идеями  предполагает неограниченное обсуждение между сторонниками различных взглядов.  Свободы слова и прессы  предполагают терпимость  к различным точкам зрения в многообразном обществе. При этом остальные члены общества уважают сделанный выбор личности и не выказывают своего недовольства или возражения. В данном случае это можно рассматривать как проявление толерантности, которая по мнению Т.Н.Федоровой,  является  «ключевой нормативной демократической ценностью»[5].

Толерантность не означает уступку или потворство всякой идеологической системе и политической позиции; и это  не безразличие, индифферентность к любым взглядам и действиям, как и не смирение перед общественным или бытовым злом [4, с.15]. Толерантность исключает примиренчество к несоблюдению правовых и нравственных норм, особенно характерных для экстремизма.     Толерантность определяется как «вера, что все граждане имеют право выражать свои политические взгляды, независимо от того, насколько опасными или отвратительными эти взгляды могут быть».  Х.Ни и Дж.Джан считают, что «высокая степень толерантности позволяет всем в политическом сообществе выражать свои взгляды, независимо от содержания» [9,с.29].

По мнению Дж.Маркуса и Дж.Салливана, толерантность принципиально развивается как результат реакции человека на противоположные точки зрения. Это медленный процесс изменения собственного мнения, принятия других точек зрения [7].

С понятием «толерантность» тесно связано понятие «толерантная культура».       Основное требование толерантной культуры заключается в следующем: свободное исповедание каждым гражданином, общественной группой, обществом свободно избранных нравственных, социально-политических, мировоззренческих предпочтений предполагает их терпимое, уважительное отношение к аналогичному выбору других. Поэтому важным компонентом терпимости, по мнению М.П.Мчедлова, является «понимание воззрений, нравов, привычек, чувств, способов действий, отличных от наших» [4,с.10]. Терпимость базируется на признании, уважении универсальных прав и основных свобод человека. Уважительный компонент в толерантной культуре - личной, общественной или межгосударственной - обусловлен принятием и правильным пониманием, как сказано в Декларации принципов толерантности, утвержденной ЮНЕСКО в 1995 г., «богатого разнообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности» [3,с.32].

Следует отметить, что одним из видов толерантности является политическая толерантность, которую можно определить как некую систему ценностей и норм, регулирующих  взаимодействие между индивидами и их группами в правовом пространстве в процессе совместной жизнедеятельности.  При рассмотрении политической толерантности как ценностно-нормативной системы, можно сказать, что она есть результат социализации человека, в том числе политической социализации, которая означает формирование представлений индивида о политической системе, его ориентаций и установок по отношению к ней, а так же усвоение опыта, норм и традиций политической культуры.  Отсюда  иначе  говоря, в процессе политической социализации происходит формирование политической культуры индивида.

Д.Гибсон, С.Липсет  говорят о политической толерантности, как об одном из структурных компонентов политической культуры поддержки демократии,  предполагающей наличие таких демократических ценностей как свобода слова, религии, собраний, прав оппозиционных партий, прав человека и т. д. Т.Н.Федорова говорит о том, что толерантность политической культуры делает возможной свободу выбора: без нее становятся нереальными ни свободная борьба партий на выборах, ни свобода индивидуального избирателя поддерживать общественно-политические взгляды.

Cовременная отечественная  политическая культура, впитываемая подрастающим поколением, находится под воздействием разнообразия политических движений и партий.          В современной России, «находящейся в периоде радикальных трансформаций, разброда идейных ориентиров, в кризисном состоянии, преодолеть которое можно лишь при условии отказа разных движений и социальных групп от жесткой конфронтации при установлении их сотрудничества в интересах утверждения достойных условий жизни, модернизации страны, остро ощущается необходимость политической толерантности» [4,с.19].

Анализ деструктивных процессов в обществе свидетельствует о необходимости использования в полной мере отечественной системы образования при решении задач выработки установок толерантного поведения у молодежи, профилактики экстремизма и национализма, уменьшения риска социальных взрывов; совершенствования и развития методологических основ политики в области становления гражданского общества [6].

Десятилетия прошлых исследований зарубежных ученых показывают, что политическая толерантность зависит от ряда факторов. С. Стауфер был первым, кто выявил индивидуальные особенности, которые влияют на уровень политической толерантности, а позже Дж.Салливан и соавторы обнаружили различные психологические основы развития толерантности. Как доказали более   поздние исследования в области  толерантности, еще одним фактором, от которого зависит политическая толерантность, является влияние  современной  информации на политическую терпимость. Дж. Маркус и соавторы утверждают, что политическая терпимость не может быть просто отнесена к индивидуальным характеристикам, она может развиваться вследствие реакции людей на современную информацию. Исходя из этого следует, что учителю необходимо учитывать вышеперечисленные факторы при организации работы с газетой на уроках английского языка с целью эффективного формирования толерантной личности учащегося.

Распространение толерантных принципов, готовность к диалогу и компромиссу, предполагают наличие объективных и субъективных условий. Здесь оказывают свое воздействие многообразные факторы, такие как  исторические традиции, ментальность и степень правовой и политической культуры граждан, социально-экономические условия, характер взаимоотношения между этносами и религиозными общностями, их открытость другим культурам, отношение к социально-уязвимым слоям граждан, позиция представителей интеллигенции, особенно работающих в средствах массовой информации и т.д.

Большое значение имеет школьное воспитание, призванное формировать у учащихся открытость к другим культурам, уважение человеческого достоинства и индивидуальности, способность предупреждать конфликты и разрешать их ненасильственными средствами.   В связи с этим, целесообразно подчеркнуть значительную роль школьного предмета «иностранный язык», который на современном этапе «стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство приобщения к иной национальной культуре»[1,с.65].

Мы считаем, что для нашего исследования наряду с определением       толерантности целесообразно также дать определение нетерпимости     (интолерантности), так как оба эти понятия тесно взаимосвязаны между собой.

Это, безусловно, очень важно, так как политическая нетерпимость имеет далеко идущие последствия для любого общества, атмосфера интолерантности ограничивает гражданские свободы и упрощает принятие законов и правил,  ограничивающих свободу граждан. Когда люди сталкиваются с ограничениями их свободы и личного самовыражения, они стараются окружить себя своими единомышленниками, заводят менее толерантных партнеров и сами становятся менее толерантными.

Многолетняя практика работы в школе, по мнению автора, позволяет сделать вывод о том, что учащиеся чаще проявляют свою нетерпимость, а часто и агрессию, чем толерантность, что еще раз подчеркивает необходимость формирования толерантной личности у подростков.

По мнению ряда ученых, в частности Дж.Маркуса, Дж.Салливана, Е.Тесс-Морса и С.Вуд, нетерпимый человек может научиться терпимости [7]. В частности, толерантности можно обучать через такие факторы, как понимание и изучение текущей информации о политической обстановке в стране, например изучение гражданских свобод. Такую информацию легко можно найти в СМИ, в частности в газетах. Это доказывает актуальность нашего исследования, связанного с формированием толерантности у учащихся, в том числе политической толерантности, через СМИ.

Трудно переоценить значение СМИ в системе культурно-просветительских средств утверждения толерантных установок.  Средства массовой информации являются неоспоримым лидером в сфере формирования мировоззрения и политической культуры молодого поколения, оказывая целенаправленное воздействие на политическое сознание и поведение. «Традиционные средства массовой информации являются основным источником распространения идей, отображения событий, и большое количество людей расширяют собственные точки зрения через СМИ, включаются в процесс изменения собственной точки зрения и принятия другого мнения, что является жизненно важным для толерантности» [8,с.3]. Ведущая роль учителя иностранного языка при организации работы учащихся с газетой, по мнению автора, заключается в том, чтобы подобрать материал, отражающий противоположные взгляды на одну и ту же проблему, в частности проблему политического характера, и при обсуждении темы статьи способствовать тому, чтобы учащиеся не только  выражали свою точку зрения, но и с пониманием могли отнестись к противоположному мнению, что будет способствовать формированию их толерантности.

Роли использования СМИ в политических знаниях уделялось большое внимание на протяжении многих лет.   По мнению Е.Н.Малик, СМИ способны содействовать критическому осмыслению современной политики, идентификации собственных интересов, осознанию необходимости защиты политических ценностей своей социальной группы [2].

Толерантность развивается в результате воздействия различных идей и точек зрения, и средства массовой информации являются одним из основных источников этой информации. Это ещё раз подтверждает эффективность использования СМИ для формирования толерантной личности учащихся.

Литература

  1. Бим И.Л. Немецкий язык. Базовый курс. Концепция, программа. – М.: Новая школа, 1995. – 128с.
  2. Малик, Е.Н. Влияние средств массовой информации на политическую активность молодежи в современной России: особенности, перспективы оптимизации: дис. …канд. политич. наук / Е.Н.Малик. – Орел, 2007. – 216с.
  3. Права человека, толерантность, культура мира // Документы. – М., 2002. – С.32
  4. Толерантность/под ред. М.П. Мчедлова. – М.: Республика, 2004. – 416с.
  5. Федорова, Т.Н. Толерантность и формирование демократической политической  культуры в транзитных обществах. –http://www.portalus.ru/
  6. Формирование установок толерантного сознания и профилактика различных видов экстремизма в российском обществе на 2001-2005 годы. Федеральная целевая программа. М.: МШПЧ, 2002.
  7. Marcus, G. E., Sullivan, J. L., Theiss-Morse, E., Wood, S. L. With malice toward some: How people make civil liberties judgment/ G.E. Marcus, J. L. Sullivan, E. Theiss-Morse, S.L.Wood // New York: Cambridge University Press, 1995. –660 p.
  8. Mccabe, J.E. Online news use and political tolerance: dis. … for the degree of doctor of philosophy/ J.E. Mccabe. – Detroit, 2010. – 110p.
  9. Nie H., Junn J., Stehlik-Barry K. Education and Democratic Citizenship in America / H.Nie, J.Junn, K.Stehlik-Barry// University of Chicago Press, 1996. – 268p.

 

Written by :
Гулов Артем Петрович
Гулов Артем Петрович