Дубень Елена Александровна, Копытич Ирина Георгиевна. Использование современных информационных технологий при обучении иностранному языку

PDFПечатьE-mail

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Дубень Елена Александровна – преподаватель английского языка, кафедра иностранных языков, Барановичский государственный университет, г. Барановичи, Республика Беларусь

Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Копытич Ирина Георгиевна – преподаватель английского языка, кафедра иностранных языков, Барановичский государственный университет, г. Барановичи, Республика Беларусь

Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Аннотация: В статье обосновывается необходимость использования новых информационных технологий и Интернет-ресурсов в процессе обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей, исследуются преимущества компьютерного метода обучения, анализируются его дидактические возможности. Анализируются также результаты формирующего эксперимента по изучению изменения уровня мотивированности студентов неязыковых специальностей к изучению иностранных языков в результате использования новых информационных технологий

Ключевые слова: коммуникативная культура студентов, Интернет, технология интерактивного обучения, кибернетическое пространство

THE USE OF MODERN COMPUTER (INFORMATION PROCESSING) TECHNOLOGIES IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES

Duben Elena, teacher of English, the department of foreign languages, Baranovichi State University, Belarus.

 

Kopytich Irina, teacher of English, the department of foreign languages, Baranovichi State University, Belarus.

 

Key words: communicative culture of students; the Internet; interactive teaching technology; cyberspace

Resume: The article substantiates the necessity of using new computer teaching technologies and the Internet recourses in the process of teaching foreign languages. It also investigates the advantages of computer method of teaching and analyses its didactic potentialities. The results of the generating experiment investigating the changes of students’ intrinsic motivation to the study of foreign languages are also analyzed in the article.

В современном обществе все более возрастает роль иностранных языков. Знание иностранного языка дает молодежи возможность приобщиться к мировой культуре, использовать в своей деятельности потенциал обширных ресурсов глобальной сети Интернет, а также работать с информационными и коммуникационными технологиями и мультимедийными средствами обучения.

Основной целью обучения иностранным языкам в современных условиях является формирование и развитие коммуникативной культуры студентов, обучение практическому овладению иностранным языком. Задача преподавателя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого студента, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому проявить свою активность, своё творчество.

Целью данного исследования является обоснование необходимости использования в обучении иностранному языку новых информационных технологий. В процессе исследования проводился формирующий эксперимент, целью которого было изучение изменения уровня мотивированности студентов неязыковых специальностей к изучению иностранных языков в результате использования новых информационных технологий и Интернет ресурсов. Эксперимент проводился на базе педагогического факультета Барановичского государственного университета, Беларусь.

Проведенный в начале исследования опрос студентов неязыковых специальностей педагогического факультета показал, что одной из главных проблем сегодняшнего ВУЗа является низкая мотивация к изучению иностранных языков. Одной из ключевых причин существования этой негативной ситуации является недостаточное использование в учебном процессе современных эффективных образовательных технологий.

В связи с этим в последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых технологий в процессе обучения иностранным языкам. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Примером таких технологий является технология интерактивного обучения, одна из заслуг которой состоит в том, что данная практика преподавания снимает, сводит на нет следующие факторы риска: стрессовую педагогическую практику, несоответствие методик, форм и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям обучаемых, а также обеспечивает интенсификацию учебного процесса.

Понятие интерактивности впервые появилось в трудах Г. Блумберга, Дж. Мида, пишущих о «символическом интеракционизме», рассматривающем взаимодействие между людьми «как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них» [3, с.3-4]. Вслед за С.С.Кашлевым [1 ,с. 21] мы определяем интерактивные методы как способы целенаправленного усиленного межсубъектного взаимодействия педагога и обучаемых по созданию оптимальных условий своего развития.

Применение технологии интерактивного обучения при изучении иностранных языков особенно важно, так как коммуникативная деятельность является как целью, так и средством обучения. Необходимо отметить тот факт, что компьютер является отличным средством интерактивного межсубъектного общения. Общаясь с компьютером, студент может работать в посильном для него темпе, он может останавливаться, размышлять, возвращаться при необходимости, что практически невозможно в реальном общении.

Область применения технологии интерактивного обучения достаточно широка, однако, во всех случаях пользователь, имеющий доступ к необходимой программно-технической базе, может самостоятельно проходить обучение с высокой степенью усвоения материала. Достаточно популярной разновидностью применения технологий интерактивного обучения – является использование возможностей сети Интернет.

Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на занятии по иностранному языку:

- формировать и совершенствовать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;

- совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, также соответственно подготовленных преподавателем;

- совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных преподавателем или кем-то из студентов материалов сети;

- пополнять словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного иностранного языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества;

- знакомить с культурными компонентами страны изучаемого языка, включающими в себя речевой этикет, особенно речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны;

- формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности;

- дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения, осуществлять обратную связь;

- строить индивидуальную образовательно-профессиональную парадигму,

- развивать мобильность и самостоятельность, необходимые для социализации будущего специалиста.

Использование Интернета в учебном процессе также позволяет создавать реальную языковую среду для изучающих иностранный язык. Это происходит благодаря возможности реального общения с носителями языка в отсроченном режиме (электронная почта, оff-line-телеконференции) или в режиме реального времени (телеконференции в режиме реального времени – Chat, видеоконференции). Участие в конференциях дает возможность задать интересующий вопрос, поднять проблему, обменяться мнениями и опытом, что способствует повышению познавательной активности у студентов.

В Интернете всегда можно найти живой язык, живую информацию. Доступ к информационным ресурсам, возможность навигации в сети с помощью мощных поисковых систем – еще одно преимущество обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций. Сейчас так легко через Интернет получить любые сведения, найти интересный аутентичный текст, подготовить раздаточный материал, подобрать индивидуальные задания и т.д. Однако даже здесь надо быть предельно внимательным и подвергать проверке и тщательному анализу любой материал, взятый из Интернета, т.к. там могут быть ошибки, ложная информация, которая может привести к недопониманию и формированию ложных стереотипов о культуре страны или стран изучаемого языка.

Использование кибернетического пространства (cyberspace) в учебных целях является абсолютно новым направлением общей дидактики и частной методики, так как происходящие изменения затрагивают все стороны учебного процесса, начиная от выбора приемов и стиля работы, кончая изменением требований к академическому уровню обучающихся. Содержательная основа массовой компьютеризации образования, безусловно, связана с тем, что современный компьютер представляет собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда вообще, в любом его проявлении.

В процессе обучения студенты экспериментальной группы отмечали, что у компьютера есть одна очень важная особенность, которая раскрывается при использовании его как устройства для обучения других, и как помощника в приобретении знаний, это его неодушевленность. Машина может “дружелюбно” общаться с пользователем и в какие-то моменты “поддерживать” его, однако она никогда не проявит признаков раздражительности и не даст почувствовать, что ей стало скучно. В этом смысле применение компьютеров является, возможно, наиболее полезным при индивидуализации определенных аспектов преподавания.

Использование в учебном процессе интерактивных технологий вообще и компьютерных в частности трансформирует и роль преподавателя. Он становится менеджером учебного процесса, оказывая адресную помощь студентам в случае необходимости, и, формируя индивидуальные траектории изучения курса каждым из студентов в своем собственном темпе, в соответствии с календарно-тематическим планом курса.

В то же время у преподавателя возрастает количество времени для активного общения с обучаемыми в ходе учебного процесса, проведения индивидуальных консультаций по ходу изучения учебного курса, для контроля за успешностью обучения каждого студента. Внедрение интерактивных технологий в учебный процесс допускает реализацию групповых форм обучения, дающих умение работы в команде, работы в коллективе, важных для дальнейшей профессиональной реализации обучающихся: студенты принимают на себя большую долю ответственности за успешность изучения курса и, должны признать, что это им нравится.

Эффективность применения информационных технологий на занятиях по иностранному языку уже не подлежит сомнению. В результате проведенного эксперимента получены следующие данные: в группе, где на занятиях по английскому языку применялись информационные технологии, мотивация студентов к изучению иностранных языков возросла по сравнению с контрольной группой, которую обучали по традиционным методикам.

Это позволяет сделать следующие выводы:

  1. Использование информационных технологий дает толчок к развитию новых форм и содержания традиционных видов деятельности студентов на более высоком уровне.
  2. Использование интерактивных компьютерных технологий в курсе обучения иностранному языку способствует реализации целей иноязычного общения во всем их разнообразии: познавательной, развивающей, воспитательной, практической.
  3. С их применением появляется возможность адаптировать содержание учебного материала к индивидуальным способностям студентов с учетом их знаний, умений и психологических характеристик.
  4. Использование интерактивных компьютерных технологий способствует осуществлению объективного и полного контроля навыков и умений студентов.
  5. Информационные технологии обучения обладают более высокой дидактической эффективностью по сравнению с традиционными методами и средствами поддержки обучения. При этом высокий уровень интереса обучающихся, обусловленный поначалу технологической стороной используемых электронных средств, способствует в дальнейшем росту интереса к изучению иностранного языка как средства межкультурной коммуникации.

 

Список литературы

  1. Кашлев, С.С. Интерактивные методы развития экологической культуры учащихся: пособие для педагогов/ С.С.Кашлев // Минск: Зорны верасень, 2007. – 148 с.
  2. Штейнберг, В.Э. Теоретико-методологические основы дидактических многомерных инструментов для технологии обучения/ В.Э. Штейнберг // Екатеринбург, 2000.
  3. Sears, Robert. Child Development/ Robert R Sears // – New York, 1970. – 416 p.

 

Рецензент: Егорова Наталья Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессиональной иноязычной подготовки УО «Барановичский государственный университет», Беларусь