Олимпиада 2015: "В год 70-летия Великой Победы лучшего места было не найти!"

Печать

В конце апреля в Волгограде проходил заключительный этап Всероссийской олимпиады по английскому языку. Побывав лично на данном мероприятии, хочется выразить благодарность огранизаторам за серьезный подход и слаженную работу всего Оргкомитета. А для наших читателей мы представляем наиболее интересные интервью, которые нам удалось взять. Наши гости - Колыхалова Ольга Алексеевна и Курасовская Юлия Борисовна.

 

Первый наш собеседник - Колыхалова Ольга Алексеевна, профессор, доктор философских наук, кандидат филологических наук, заведующая кафедрой английского языка гуманитарных факультетов Московского педагогического государственного университета.

В этом году Вы были Председателем жюри. Насколько сложна и ответственна миссия Председателя?

Сложна и очень ответственна. Всероссийская олимпиада - главный конкурс для школьников и она дает огромные возможности, поэтому чувствуешь особую ответственность за происходящее, хочется, чтобы все прошло безупречно. Я считаю, что в этом году у нас все получилось, жюри было профессиональным, максимально доброжелательным, это не значит, что нетребовательным, к участникам. В результате было очень мало апелляций, школьники поняли объективность, беспристрастность и доброжелательность "судей".

Ни один участник не получил максимальный балл за письменный конкурс, хотя формат report был ожидаем, и более того - прямо указан в критериях, которые получили участники на руки за день до конкурса. Данный жанр не предполагает креативности и оригинальности, скорей наоборот - строгие фразы, научный стиль, пассивные обороты. По Вашему мнению, почему никто не набрал максимальный балл?

Не могу согласиться с Вами, что формат report не предполагает креативности и оригинальности, в любом задании можно проявить и то, и другое. Участники выполнили это задание именно так, как Вы его и определили, видимо, формат report не достаточно знаком им и мало отрабатывается во время подготовки. Использовались пассивные конструкции и т.п., но содержание было лишено оригинальности, что и является условием высоких баллов на олимпиадах.


Количество участников - 222 - вместо ожидаемых 260-270, что, в свою очередь, влечет за собой последствия для участников. Во-первых, проходная квота на всерос 100 баллов вместо прошлогодних 96 баллов, во-вторых, чем меньше участников, тем выше проходной балл для призерства на самом всеросе. Почему так произошло? Кто-то не приехал? И откуда взялась цифра в 100 баллов, если в итоге участников меньше запланированного? Для многих ребят, особенно у кого 98-99 баллов на регионе, это трагедия.

Квота была 260 человек, по этой квоте прошли те, кто набрал 100 баллов. Приехало 222 человека. Почему приехали не все - вопрос не к жюри, а к тем, кто не приехал. Замены участников не предусмотрены регламентом. Проходной балл не зависит от количества участников, побеждает тот, кто побеждает, жюри на этот процесс не может влиять, это состязание и очень серьезное, проходные баллы никто заранее не планирует.

Выскажите Ваше мнение в целом о прошедшей олимпиаде, как все прошло, какой уровень показали участники?

Я считаю, что все прошло хорошо, участники показали высокий уровень коммуникативной компетенции.
Хочется особо отметить удачный выбор места проведения Всероссийской олимпиады - город-герой Волгоград. В год 70-летия Великой Победы лучшего места было не найти. И участники, и члены жюри с благодарностью поклонились памяти тех, кто погиб, защищая свою землю.

 


 

Также мы обратились к Юлии Борисовне Курасовской, к.ф.н., доценту МГУ имени М.В.Ломоносова, Председателю Центральной методической комиссии по английскому языку, с просьбой ответить на наши вопросы.

В этом учебном году никто не набрал максимальный балл в конкурсе Use. Все участники отмечали его сложность. Скажите, так задумано, или просто "совпали звезды" и именно эта группа ребят не знала, что писать в ответах. Надо отметить, что по сравнению с регионом задания были гораздо сложнее. Это тенденция?

Этот конкурс традиционно является самым сложным на протяжении многих лет, т.к. включает много аспектов (лексику, грамматику, задания на социокультурную компетенцию). Меня не удивляет, что максимальный балл не набрал никто. В олимпиаде всегда сочетаются более сложные и менее сложные задания – это позволяет дифференцировать участников и отобрать сильнейших. Заключительный этап должен быть сложнее регионального.

За день перед испытаниями участники смогли ознакомиться с критериями, что фактически стало большой помощью. В критериях письменной части было четкое указание на формат report, в то время как в устной части было указано на озвучивание роликов по теме "Города России". Это дало возможность ребятам как минимум сориентироваться в ситуации заранее. Вопрос - не будет ли подобное практиковаться на региональном этапе? Фактически, в этом годом report стал большим сюрпризом на регионе, и многие искренне сетовали, что много баллов потеряли именно из-за непонимания особенностей формата.


На региональном этапе критерии заранее раздаваться не будут.

В очередной раз случилось "невозможное" - участники смогли оспорить ключи. Пусть и с некоторыми оговорками и натяжками, но члены жюри признали другие возможные варианты, кроме тех, которые предлагались в ключах. Пожалуйста, объясните, насколько эта ситуация "нормальна"? С одной стороны, язык многозначен и всегда могут быть споры, с другой стороны - подобной практики нет на региональном и муниципальном этапах, что создает конфликт в умах молодежи - почему на заключительном этапе их мнение слышат и прислушиваются, а на предыдущих нет.

Поскольку на заключительном этапе в жюри входят представители предметной методической комиссии (т.е. те, кто разрабатывал задания) мы имеем право на заседании членов жюри принять решение расширительно трактовать тот или иной критерий – т.е. иногда принимаем другие варианты ответов как правильные. Международная практика, практика организации других экзаменов (например, ЕГЭ) и других этапов Всероссийской олимпиады не подразумевает обсуждение ключей.

Апелляция. Один из участников утверждал, что ему добавили целых 18 баллов из-за технической ошибки, хотя в итоге призером он так и не стал. Как такое могло получиться?
В данном случае была допущена ошибка при введении баллов в компьютер. Это возможно, т.к. на олимпиаде баллы в компьютер вводятся не в автоматическом режиме, а людьми. А любой человек, как мы знаем, может ошибиться. Для устранения таких технических ошибок и существует процедура показа работ и технические апелляции.

И в целом вопрос по процедуре апелляции. В прошлом году в Великом Новгороде взрослые вместе с детьми, действуя по доверенности, принимали участие в апелляцию. В этом году участники сами доказывали свою правоту, причем по-английски. Разъясните, пожалуйста, как вообще должна проходить данная процедура?

В этом году был впервые испробован новый формат проведения апелляций. Члены жюри согласились, что новый формат оказался более эффективным и убедительным для участников. Мы будем обсуждать этот вопрос на заседании предметной комиссии и решать, как будут проводиться апелляции в дальнейшем.

Что стоит ждать от заданий следующего года? Чем руководствуются областные методические комиссии, которые разрабатывают задания для муниципального этапа, есть ли стандарт? Что ждать на регионе, будут ли новые "изюминки"?


Каждый год мы (Центральная предметно-методическая комиссия по английскому языку) разрабатываем методические рекомендации, которыми должны руководствоваться региональные методические комиссии при составлении заданий школьного и муниципального этапов. Раскрывать формат заданий регионального этапа я не могу.

 


Официальный сайт Олимпиады http://olymp2015.vspu.ru/novosti-olimpiadyi


Беседовал А.П. Гулов. Пользуясь случаем, поздравляю свою ученицу Теркину Дарью, которая стала абсолютным победителем заключительного этапа.

Written by :
Гулов Артем Петрович
Гулов Артем Петрович