Мария Валерьевна Вербицкая: "ЕГЭ – это живой, развивающийся организм."

PDFПечатьE-mail

verbitskayaДорогие друзья, в редакцию журнала регулярно приходят вопросы на тему ЕГЭ. Мы собрали самые интересные вопросы и переадресовали их очень компетентному человеку в данной сфере, а именно - руководителю ФКР КИМ ЕГЭ по иностранным языкам, д.ф.н., профессору М.В.Вербицкой.

 Ниже вы можете прочитать интервью в формате "вопрос-ответ".

1. Вопрос: В разных регионах пробный экзамен прошел по-разному, и наблюдались технические проблемы с оборудованием. Как именно будет осуществляться запись устной части? Могут ли учащиеся подать аппеляцию только на основании того, что итоговая запись не очень хорошего качества?

Ответ: Апробация проводилась именно для того, чтобы выявить все проблемы технического характера и устранить их к моменту проведения реального экзамена. В случае технических сбоев участник экзамена может подать апелляцию о нарушении установленного порядка проведения экзамена, не выходя из пункта проведения экзамена в день экзамена.

2. Вопрос: Почему нет заданий  диалогического характера? Общение предполагает диалог, а не сплошной монолог. В РФ большинство УМК разработаны в рамках коммуникативного подхода, нет ли противоречия этому?

Ответ: Коммуникативный подход не означает обучение и контроль исключительно диалогической речи. Коммуникативный подход в области контроля означает, что во главу угла ставится решение коммуникативной задачи, а задание базируется на определенной коммуникативной ситуации. В этом плане все задания устной части ЕГЭ коммуникативны. Классическое диалогическое задание отсутствует в силу новой, компьютеризированной формы экзамена, который проводится без участия экзаменатора-собеседника.  Концепция экзамена многократно обсуждалась на различных научно-методических конференциях  и подробно разъясняется в статье Вербицкой М.В., Махмурян К.С., Симкина В.Н., Солововой Е.Н. «Новая модель устной части ЕГЭ по иностранным языкам», опубликованной в журнале «Иностранные языки  в школе», 2013, №9, с.10-21. Задание 2 можно назвать «условный диалог-расспрос» и отдельные умения диалогической речи проверяются в этом задании. Обсуждение этого задание будет продолжено в связи со следующим вопросом.

3. Вопрос: В устной части есть задание, в котором необходимо задать прямые вопросы по существу. Не является ли это задание более грамматического толка, нежели фонетического, ведь учащиеся просто читают текст и реагируют на него, используя знания грамматики. 

Ответ: Это и грамматическое, и фонетическое, а главное – коммуникативное задание, «условный диалог-расспрос» (задание 2 устной части). Оно проверяет умения задать нужные вопросы в предлагаемой ситуации общения в социально-бытовой и социально-культурной сфере на основе визуальной информации и опорных слов. Учащиеся реагируют не на текст, они реагируют на определенную ситуацию и визуальный стимул. Свой балл за каждый правильно заданный вопрос экзаменуемый получит, только если коммуникативная задача решена, т.е.  (1) это вопрос по существу, по указанной теме, (2) это прямой, грамматически правильно построенный вопрос, (3) лексические и фонетические погрешности не нарушают коммуникацию.

4. Вопрос: Почему за первое задание на чтение оценка всего 1 балл? Разве 1 балл может дифференцировать фонетическую часть задания? Насколько решение поставить один балл соответствует принципам текстологии?

Ответ: Вопрос об оценивании этого  задания  много обсуждался в профессиональном сообществе. Кому-то кажется, что критерии слишком строги, кто-то считает, что дети не справятся с этим заданием, кто-то предлагает увеличить баллы за выполнение этого задания (и тем самым сильнее наказать тех, кто с ним не справится). Разработчики фактически предложили оценивать этот задание в этом году по принципу  «зачет- незачет», т. е 1 балл – 0 баллов, т.к. в последние годы чтению текста вслух уделяется мало внимания в учебном процессе (особенно в старших классах) и ни учащиеся, ни учителя не готовы к более строгим подходам. А увеличение баллов означает именно более строгий подход. Давайте все вместе вспомним про искусство чтения вслух, а дальше посмотрим, как его оценивать.

5.       Вопрос: Какого качества и на какую тему могут быть картинки для монологического высказывания?

Ответ: Абсолютно все задания устной части соответствуют по темам требованиям Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования, базовый и профильный уровень (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089). Эти темы указаны в кодификаторе (см. сайт ФИПИ www.fipi.ru ). Если я правильно поняла вопрос по «качеству картинок», то отвечу так: это профессиональные цифровые фотографии, предъявляемые на экране компьютера в цвете, т.е. картинки высокого качества.

      6. Данный формат УЧ планируется использоваться только в этом году, будет ли он изменяться или останется таким же?

Ответ: ЕГЭ – это живой, развивающийся организм, который постоянно совершенствуется: уточняются формулировки заданий, критерии их оценивания, облегчается форма записи ответов, время от времени меняется формат отдельных заданий. Вместе с тем, в ЕГЭ нет радикальных «революционных» изменений. Хочется надеяться, что и работа над устной частью пойдет по тому же пути. Следите за материалами на сайте ФИПИ www.fipi.ru .