Приглашаем коллег завести свой персональный блог!

Расскажите о своей профессиональной деятельности.
Петрушина Татьяна Николаевна

Согласно нормативным документам после окончания основной школы наиболее развитым видом речевой деятельности является чтение. Учащиеся владеют умениями чтения на таком уровне, что оно может стать основой для совершенствования других видов речевой деятельности, в том числе и говорения.

В старших классах усложняется тематика и проблематика общения. В условиях классно-урочной системы, при отсутствии реальных коммуникативных ситуаций текст для чтения может стать, с одной стороны, стимулом для обсуждения самых разных проблем, с другой стороны, предоставить  необходимый фактический и языковой материал для оформления собственного высказывания и служить образцом для него. Процесс порождения устноречевого высказывания  (УРВ) на основе текста нуждается в организации целенаправленного управления им. Выделяют 5 этапов управленческого цикла:

  • Предтекстовый
  • Текстовый
  •  Проверка понимания текста
  • Информационная переработка текста с целью её присвоения
  • Порождение устноречевого высказывания

Учебные действия, осуществляемые учащимися на этапе порождения устноречевого высказывания:

  • высказывание своего мнения( понравился/не понравился текст) 
  • формулировка главной мысли текста
  • краткое изложение основных фактов содержания текста
  • высказывание о том, что узнали нового и что было известно ранее
  • связное высказывание по проблеме текста с привлечением личного опыта ученика
  • составление диалога по образцу
  • пересказ текста
  • описание главного героя и других действующих лиц
  • придумывание продолжения истории
  • составление объявления по аналогии
  • дискуссия по проблеме
  • использование найденной информации в устноречевом высказывании

Современная личностно-ориентированная парадигма образования, согласно которой в центре педагогического процесса находится ученик, и "учитываются его потребности, возможности и склонности, а сам он выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения", требует активизации познавательной деятельности учащегося. В связи с этим очень важно дать возможность учащимся опереться на модель, которая осуществляет непосредственное управление его деятельностью по порождению устноречевого высказывания (УРВ) на основе текста.

Это могут быть предписания, советы, составленные в виде алгоритмов, или памятки.

                                                                                            


Теги: Нет тегов