Как разработать сетевой проект

Сетевой проект сегодня вошел в школу уверенными шагами. Проектная деятельность без применения новых информационных технологий, без Веб2 теряет свою привлекательность.

И если вы решили реализовать данный вид деятельности у себя, то давайте   посмотрим, что нужно для сетевого проекта.

Для знакомства с проектной деятельностью:

  1. Метод проектов http://distant.ioso.ru/project/meth%20project/metod%20pro.htm
  2. Сетевые проекты в начальной школе http://www.nachalka.com/network_projects
  3. Наиболее известные организации, занимающиеся проведением сетевых проектов для школьников http://letopisi.ru/index.php/Сетевые_проект
  4. Технология обучения проектной деятельности http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=72958&tmpl=com
  5. Метод проектов в обучении языку: теория и практика http://www.itlt.edu.nstu.ru/article4.php

Что же такое «Сетевой проект»?

Под сетевым  проектом  понимается совместная  учебно-познавательная, исследовательская, творческая  или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение совместного результата деятельности. (ПОЛАТ Е.С.)

Е.Н. Ястребцева отмечает требования, которыми должен обладать сетевой проект:

  • учащиеся обсуждают решение проблем в реальных условиях;
  • работа, в основном, проводится в Сети, она осмысленна и активна;
  • организация взаимодействия школьников полностью отвечает требованиям эффективной самостоятельной не только индивидуальной, но и групповой работы;
  • основным видом деятельности является работа с информацией на разных носителях, в том числе содержащейся в информационных ресурсах Интернета.
  • возможность сосредоточиться на отдельных проблемах, рассмотреть их с разных точек зрения позволяет добиться глубины размышлений и аргументированных выводов;
  • систематическая практика в совместной деятельности формирует  самостоятельность и ответственность за собственную работу и работу всей группы;
  • учащиеся приучаются выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей и т.д.).

В процессе работы над сетевым проектом учащиеся могут обмениваться опытом, мнениями, данными, информацией, методами решения проблемы, результатами собственных и совместных разработок.

Средства организации такой совместной деятельности включают:

  • электронную почту,
  • списки рассылок,
  • электронные доски объявлений,
  • дискуссионные группы,
  • средства поиска информации в Интернете,
  • средства общения в реальном и отложенном времени,
  • аудио- и видеоконференции,
  • социальные сетевые сервисы или сервисы Web 2.0.

Планирование сетевого проекта

1. Определение темы, в рамках которой собираетесь проводить сетевой проект.

2. Определение примерной структуры проекта.

Название.

Цитата, лозунг.

Аннотация

Цели и задачи.

Участники.

Условия регистрации.

Сроки реализации проекта.

Этапы проведения проекта.

Условия участия.

Особенности проведения, виды деятельности.

Формы взаимодействия организаторов с участниками.

Критерии оценивания работ участников и проекта.

Результаты проекта. Награды, призы.

Авторы, координаторы, администраторы, организаторы

3. Формулировка проектных заданий.

Для творческой продуктивности проекта важно сформулировать такие задания для участников разрабатываемого проекта, которые не имели бы единых, известных решений.

Подготовьте проектные задания, при выполнении которых возможно:

  1. сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события,
  2. проведение множественных, систематических или разовых наблюдений за природным, физическим, социальным явлением,
  3. сравнительное изучение эффективности использования одного и того же способа решения проблемы с учетом разности географических условий, культурных особенностей участников проекта,
  4. создание совместной творческой разработки какой-либо идеи (практической или творческой), но при условии совместного исследования какой-то проблемы,
  5. проведение экскурсии, экспедиции, состязания,
  6. сетевое общение.

4. Разработка критериев оценивания этапов проекта.

Критерии оценивания зависят от характера работы на том или ином этапе. Кроме специфических критериев, характерных для определенного вида деятельности, есть определенный набор критериев, которые в том или ином сочетании могут присутствовать среди критериев оценки того или иного вида деятельности:

  • Соответствие теме.
  • Наличие исследования.
  • Грамотность.
  • Дизайн.
  • Оригинальность.

Критерии оценки образовательных результатов проекта - это те параметры, которые вытекают из поставленных смыслов и целей проекта. Именно с помощью составленных критериев можно оценить степень достижения поставленных целей.

Работая над проектами, учащиеся развивают как повседневные умения и навыки, так и умения и качества человека 21-го века. Многие из этих качеств сегодня имеют приоритетное значение для работодателей, например, такие умения, как:

  • успешно работать с другими;
  • принимать обдуманные решения;
  • брать на себя инициативу;
  • решать комплексные проблемы;
  • управлять собой;
  • эффективно общаться.

При разработке проекта важна Триада направляющих вопросов, которая, помогает сфокусировать проект на приоритетных задачах обучения. Вопросы помогают учащимся использовать мыслительные умения высокого уровня, достичь полного понимания основополагающих концепций и предлагают структуру для организации информации по проекту. Направляющие вопросы состоят из основополагающих вопросов, проблемных вопросов учебной темы и учебных вопросов по содержанию:

1. Основополагающие вопросы – это широкие, открытые вопросы, которые обращены к «большим» идеям и устойчивым концепциям. Основополагающие вопросы часто объединяют учебные предметы и помогают учащимся понять, как предметы связаны между собой.

2.   Проблемные вопросы –  вопросы учебной темы, четко связаны с учебной темой и поддерживают исследования в направлении, заданном основополагающим вопросом. Проблемные вопросы учебной темы - открытые вопросы, которые помогают ученикам показать, как хорошо они понимают ключевые концепции учебной темы.

3. Учебные вопросы по содержанию - конкретные узкие вопросы, ответы на которые основаны на фактах. Часто вопросы по содержанию имеют отношение к определениям, распознаванию и простому воспроизведению информации. Они похожи на вопросы, встречающиеся обычно в тестах. Вопросы по содержанию – важная поддержка для основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы.

Для примера даю ссылку на проект Школа и школьное образование, разработанный при прохождении курсов Интел http://wiki.iteach.ru/index.php/Межрегиональная_группа_5_ТЕО,_ноябрь-декабрь_2011 под руководством  двух опытных коллег Урусовой О.В. и Трофимовой Е.В.

Сервисы для разработки материалов сетевого проекта.

Сервисы для кроссвордов http://www.kubbu.com/ http://www.toolsforeducators.com/crossword/

http://cross.highcat.org/

http://www.armoredpenguin.com/crossword/

http://puzzlecup.com/crossword-ru/

Сервисы для флеш-карт

www.quizlet.com/ , www.flashcardfriends.com/, http://wordstash.com/ , www.brainflips.com/

www.ediscio.com/ ,www.funnelbrain.com/ ,www.cobocards.com/en/

Вики-газеты www.wikiwall.ru

Приступая к созданию проекта, мы решаем, какую платформу выбрать для размещения проекта.

Это может быть любая удобная вам платформа: блог, сайт, глог, moodle  или вики.

В основном сетевые проекты размещают на вики-страницах.

Ви́ки (англ. wiki) — это веб-сайт, структуру и содержимое которого пользователи могут сами изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом.

Вики характеризуется такими признаками:

1.         Возможность многократно править текст посредством самой вики-среды, без применения особых приспособлений.

2.         Особый язык разметки — так называемая вики-разметка, которая позволяет легко и быстро размечать в тексте структурные элементы и гиперссылки; форматировать и оформлять отдельные элементы.

3.         Учёт изменений  страниц и  проявление изменений сразу после их внесения.

5.         Разделение содержимого на именованные страницы.

6.         Гипертекстовость: связь страниц и подразделов сайта через контекстные гиперссылки.

7.         Множество авторов. Некоторые вики могут править все посетители сайта.

Работать и размещать проект предлагаю на платформе http://www.wikispaces.com/

Данный сервис выбран по причине больших возможностей(сравните сами): вставки видео, картинок, файлов, кодов, виджетов и многое другое, в чем вы убедитесь сами , когда приступите к созданию проекта и размещению ресурсов. Причем второй вариант имеет преимущества: создан для учителей, студентов и ,естественно, учитывает потребности пользователей данного уровня.

У многих из вас сейчас  вопрос:

где взять материал для проекта?

как разработать оценивающий и контролирующий материал?

Обсуждение создано: Дегтярева Елена Александровна , 20 Август 06:53
Ответы