Григорьева Александра Викторовна, Москвина Юлия Александровна. Сравнительная характеристика самостоятельной работы студентов и работы студентов с преподавателем

PDFПечатьE-mail

УДК: 378:658.2

Сравнительная характеристика самостоятельной работы студентов и работы студентов с преподавателем

Григорьева Александра Викторовна,

преподаватель кафедры иностранных языков и межкультурных коммуникаций ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет путей сообщения», г. Екатеринбург, Россия

Москвина Юлия Александровна,

преподаватель кафедры иностранных языков и межкультурных коммуникаций ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет путей сообщения», г. Екатеринбург, Россия

Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Аннотация. Статья посвящена исследованию способностей студентов работать с учебным материалом самостоятельно, выполняя заранее подготовленные задания преподавателя. Исследование содержит сравнительный анализ результатов работы студентов в условиях аудитории, под руководством преподавателя, и самостоятельной.

Ключевые слова: педагогический эксперимент, уточняющий педагогический эксперимент, использование видеоматериалов.

Grigoreva Alexandra Victorovna,

English language lecturer of Foreign languages and intercultural communications chair of the Urals State University of Railway Transport, Yekaterinburg, Russia

Moskvina Yuliya Alexandrovna,

English language lecturer of Foreign languages and intercultural communications chair of the Urals State University of Railway Transport, Yekaterinburg, Russia

Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Comparative characteristics of students’ self organized work and the study under teacher’s control

Abstract. The article is devoted to researching students’ ability to work with tutorial materials independently by completing the tasks prepared in advance. The research concerns comparative analysis of students’ work results in the classroom, under teacher’s guidance as well as at home, independently.

Keywords: pedagogical experiment, clarifying pedagogical experiment, the use of video.

В настоящее время иностранный язык играет важную роль в жизни современного человека. Знание иностранных языков является необходимым для студентов технических специальностей, поскольку многие работодатели требуют, чтобы выпускники вузов владели не только профессиональными навыками, но и умели вести переговоры и читать  соответствующую литературу, в частности, на английском языке. Эта тенденция связана с процессом глобализации. Однако прослеживается уменьшение количества часов на изучение иностранных языков в технических вузах. Поэтому на данном этапе важную роль играет самостоятельная работа студентов, то есть их умение изучать материал в больших объемах без практических занятий вместе с преподавателем.

Цель нашего исследования – проанализировать эффективность самостоятельной работы студентов  и дать сравнительную характеристику результатов самостоятельной работы и работы с преподавателем. Цель исследования определила и его задачи. Во-первых, была выбрана целевая группа для проведения эксперимента. Это группы технических специальностей первого курса. Общее количество целевой группы – 56 человек. Во-вторых, подбор материала для самостоятельной работы и для аудиторной практики. В-третьих, проведение самого эксперимента. В-четвертых, анализ результатов  исследования. Были использованы следующие методы исследования: наблюдение и педагогический эксперимент. В ходе эксперимента была доказана следующая гипотеза. Предполагается, что изучение иностранного языка на практических занятиях является более эффективным, чем самостоятельная работа по тому же направлению дома.

Прежде всего, необходимо дать определение понятия педагогический эксперимент. Педагогический эксперимент – это активное вмешательство исследователя в изучаемое им педагогическое явление с целью открытия закономерностей и изменения существующей практики. Кушнер Ю.З. выводит четыре вида педагогического эксперимента:

1) констатирующий;

2) уточняющий (проверочный);

3) созидательно-преобразующий;

4) контрольный.

Проведенный эксперимент относится к уточняющему, поскольку в ходе эксперимента была проверена гипотеза,  созданная в процессе осмысления проблемы. [1, с.28]

В качестве материала для исследования была выбрана работа с видеоматериалами, поскольку они являются наиболее интересными для студентов и продуктивными для изучения иностранных языков.

Применение видеоматериалов на занятии является одним из лучших методов при обучении английскому языку сразу по нескольким причинам. Во-первых, студенты технических специальностей имеют разные уровни подготовки.  Во-вторых, программа подразумевает  разное количество часов, отведённых на изучение английского языка. Именно поэтому  преподаватели стоят перед сложной задачей выбора метода, который мог бы соответствовать программе вуза, был бы эффективным и позволял бы студентам с разным уровнем подготовки принимать активное участие в проведении занятий. Использование видео делает урок интересным для студентов с разным уровнем подготовки. [2]

Сейчас в интернете есть большое количество сайтов, где можно найти учебные видеоматериалы для работы со студентами, владеющими иностранным языком на разном уровне. Особенно интересными представляются следующие сайты: http://www.ted.com, http://www.bbc.co.uk, http://www.neok12.com. Видеоматериалы распределены по тематическим рубрикам. Для эксперимента были выбраны материалы с http://www.neok12.com, поскольку к каждому видео прилагаются и практические задания в виде упражнений на подстановку, на нахождение соответствий, а также работа с диаграммами, рисунками, схемами.

Для самостоятельного изучения было выбрано видео по теме „Electricity”. Студенты должны были просмотреть видео, выполнить задания и сами диагностировать свои   результаты (ответы на задания также можно найти на сайте). Пример задания указан ниже. [3]

1

1. What is the unit of the measurement of electric current?

A

a. Decrease

2

2. Electric current that reverses its direction at a regular rate is known as:

B

b. Direct Current

3

3. Electric current that flows in only one direction through a conductor is known as:

C

c. Increase

4

4. As per Ohm’s law, if resistance between two points increases, current will:

D

d. Alternating Current

5

5. Name the measuring instrument used to measure the electric current in a circuit?

E

e. Ammeter

6

6. As per Ohm’s law, if potential difference between two points increases, current will:

F

f. Ampere

7

7. What type of circuits has more than one path for the electric current to follow?

G

g. Potential Difference

8

8. What causes electric current to follow between two points in a conductor?

H

h. Parallel

На практических заданиях была изучена тема “Heat and Temperature”. Через систему упражнений была проработана лексика по данной теме. Данной теме было уделено два практических занятия. На первой паре была введена новая лексика, а также рассмотрено ее использование в тексте. В качестве домашнего задания необходимо было выполнить упражнения на подстановку и на нахождение дефиниций. Необходимо было выучить новую лексику. На второй паре было просмотрено видео с новой лексикой, а после просмотра были выполнены упражнения, предложенные на сайте, а также были поставлены задачи на развитие устной речи.

По результатам изучения двух тем была проведена контрольная работа, которая состояла из двух частей – устной и письменной. Письменная часть состояла из упражнений на подстановку и словарного диктанта, устная же часть состояла из выступлений студентов по выбранным ранее аспектам из двух пройденных тем.

Результаты проверки контрольной работы показали, что письменная часть, связанная с темой, которую студенты проработали самостоятельно, была выполнена на удовлетворительную оценку только у 30% студентов. Данный результат является показателем того, что не все студенты, особенно младших курсов, способны изучать большой объем новой информации на высоком уровне. Тема, которая была пройдена на практических занятиях, была выполнена у 60% студентов на удовлетворительную оценку, у 30% - на оценку “хорошо”, у 10% - на “отлично”.

Результат исследования подтвердил нашу гипотезу о том, что изучение иностранного языка на практических занятиях является более эффективным, чем самостоятельная работа по тому же направлению дома. Рекомендуем на младших курсах увеличить количество часов на практические занятия, в ходе которых студенты научатся работать с информацией – сначала под руководством преподавателя, а затем уже и самостоятельно. Таким образом, у студентов сформируется навык работы с аутентичными материалами любого формата (видео, аудио, тексты).

Список использованной литературы:

1.                      Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследования (учебно-методическое пособие). –– Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. – 66 с.

2. Григорьева А.В., Москвина Ю.А. Использование видеоматериалов на практических занятиях английского языка у студентов технических специальностей [Электронный ресурс] // Интерактивный научно-методический журнал "Сообщество учителей английского языка". 2013. № 3. Электрон. версия URL: http://www.tea4er.ru/volume3/3211-2013-03-30-14-02-01 (дата обращения 27.05.2013)

2.                      Electricity [Электронный ресурс] // Educational Videos. Lessons and Games for K-12 School Kids. URL:  http://www.neok12.com (дата обращения 27.05.2013