Маслаков Сергей Игоревич. Сравнение ценностных ориентаций личности начинающих и опытных педагогов средней школы (на примере английского языка)

PDFПечатьE-mail

УДК 37.011.31
Сравнение ценностных ориентаций личности начинающих и опытных педагогов средней школы (на примере английского языка)
Автор: Маслаков Сергей Игоревич, старший преподаватель кафедры педагогики и физической культуры филиала Белгородского Государственного Национального Исследовательского Университета, г. Старый Оскол, Россия
madagaskar82@yandex.ru
Аннотация. Данная статья посвящена вопросу соотношения ценностных ориентаций начинающих (стаж работы до трех лет) и опытных (стаж работы от восьми лет) учителей английского языка. Организация исследования предполагала осуществление поэтапного проведения работы. Значимость полученных результатов подтверждалась применением метода математической обработки данных.
Ключевые слова: ценностные ориентации; педагогическая деятельность; начинающие педагоги английского языка; опытные педагоги английского языка; терминальные ценности; иерархия ценностей.

Comparison of value orientations of the individual novice and experienced teachers in secondary schools (for example, English teachers)

Maslakov Sergey Igorevich,

Lecturer of the Psychology department of education and physical culture Belgorod State National Research Univesity, Stary Oskol, Russia

Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Annotation. This article is devoted to the question of the relation between value orientations beginners (work experience of up to three years) and experienced (experience from eight years) English language teachers. Organization studies suggested a gradual work. The significance of the obtained results was confirmed using the method of mathematical data processing.

Key words: value orientation; educational activities; novice teachers of English; experienced teachers of English; terminal value; hierarchy of values.

В настоящее время одной из актуальных проблем педагогической психологии является соотношение ценностей молодых учителей, только начинающих свой трудовой путь и учителей средней школы со значительным стажем работы. Значимые различия в ценностных ориентациях педагогов могут отражаться на осуществлении трудовой деятельности и в некоторых случаях выступать причиной конфликтов [1, с.45–51].

Важным при сравнении ценностей начинающих и опытных педагогов средней школы представляется и то, что по полученным данным можно сделать ряд выводов, касающихся влияния осуществления педагогической деятельности на личность.    

Для сравнительного исследования ценностных ориентаций педагогов нами выбраны учителя английского языка. Их профессиональная деятельность обладает собственной спецификой, которая способствует постоянному обновлению знаний, приобщения к иной культуре, методическому сопровождению учащихся, а, следовательно, активному формированию педагогических ценностных ориентаций.

Начинающий учитель должен освоить не только то, как обучать фонетике, лексике, грамматике, видам речевой деятельности на английском языке, но также формировать систему понятий, категорий, показывать их взаимосвязь и взаимообусловленность. Овладение культурными ценностями другого народа в процессе преподавания английского языка вносит заметный вклад и в саму культуру умственного труда.

Таким образом, одновременный процесс овладения иностранным языком и фактами иноязычной культуры представляет собой особый вид интеллектуального труда. Этот труд систематический и упорный. Процесс преподавания английского языка тесно взаимодействует со всеми сферами жизнедеятельности общества (экономической, политической, социальной, духовной).

Английский язык выступает не только в качестве средства познания, хранения национальной культуры, общения, развития и воспитания личности, но и в качестве важного средства межнационального, межгосударственного и международного общения. «Иностранный язык, - как указывает Е.И. Пассов, - делает человека дважды человеком» [4, с. 22].

Организация экспериментального исследования [2] предусматривала три этапа с сентября 2013 по май 2014 года:

1) Констатирующий этап предусматривал диагностику личности как начинающих, так и опытных учителей английского языка. На данном этапе применялась методика М. Рокича «Определение уровня сформированности ценностных ориентаций».

2) Сравнительный этап исследования предусматривал содержательный и математический анализ полученных результатов. На данном этапе важным представлялось использование параметрического метода попарного сравнения данных с применением t-критерия Стьюдента.

3) Заключительный этап исследования предусматривал обобщение полученных результатов, представление выводов.

Обратимся к констатирующему этапу исследования.

Группу начинающих педагогов английского языка составили молодые учителя (стаж работы до 3 лет) средних школ г. Воронеж в количестве 14 человек (3 мужчины и 11 женщин), возраст испытуемых – 22-24 года.

Группу опытных педагогов английского языка составили учителя (стаж работы от 8 лет) средних школ г. Воронеж в количестве 14 человек (1 мужчина и 13 женщин), возраст испытуемых – 32-45 лет.

Общее число испытуемых, таким образом, составило 32 человека. Педагоги двух групп работают с учениками 5-11 классов. Состав групп по половому и профессиональному критериям признан сходным.

Выбор методики «Определение уровня сформированности ценностных ориентаций» Рокича М. [5, с. 25–29] определен предложенным к рассмотрению понятием «ценностных ориентаций». В нашем исследовании основное внимание уделяется анализу терминальных ценностей, так как именно они определяют смысл жизни человека и являются основным источником личностного развития и направленности.

Стимульный материал к методике М. Рокича предполагает распределение следующих терминальных ценностей: 1) активная деятельная жизнь; 2) жизненная мудрость; 3) здоровье; 4) интересная работа; 5) красота природы и искусства; 6) любовь; 7) материально обеспеченная жизнь; 8) наличие хороших и верных друзей; 9) общественное признание; 10) познание; 11) продуктивная жизнь (использование своих возможностей); 12) развитие (работа над собой); 13) развлечения; 14) свобода (самостоятельность); 15) счастливая семейная жизнь; 16) счастье других; 17) творчество; 18) уверенность в себе.

Достоинствами методики Рокича М. являются универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость – возможность варьировать как стимульный материал (список ценностей), так и инструкции.

Анализ ценностной системы по методике Рокича в нашем исследовании предполагает выделение следующих смысловых блоков.

1) Эгоизм и реализация собственного «Я»: активная деятельная жизнь, материально обеспеченная жизнь, общественное признание, развлечения, свобода, уверенность в себе.

2) Общение и межличностное взаимодействие: любовь, наличие хороших и верных друзей, счастливая семейная жизнь.

3) Профессиональные ценности педагога:интересная работа, познание, развитие, счастье других, творчество, продуктивная жизнь.

4) Другие ценности: жизненная мудрость, здоровье, красота природы и искусства.

Обратимся к сравнительному этапу исследования. Результаты, полученные двумя группами педагогов английского языка представлены в таблице 1.

Таблица 1

Шкала терминальных ценностей молодых и опытных педагогов

английского языка

Молодые педагоги английского языка Ранг Опытные педагоги английского языка Ранг

t-Критерий

Стьюдента

Активная деятельная жизнь 1 Продуктивная жизнь 1

3,11***

Уровень различия значим:

*- р=0,05;

** - р=0,01;

*** - р=0,001.

Свобода 2 Счастливая семейная жизнь 2
Наличие хороших и верных друзей 3 Развитие 3
Материально обеспеченная жизнь 4 Познание 4
Развлечения 5 Творчество 5
Уверенность в себе 6 Интересная работа 6
Продуктивная жизнь 7 Активная деятельная жизнь 7
Общественное признание 8 Материально обеспеченная жизнь 8
Счастливая семейная жизнь 9 Здоровье 9
Развитие 10 Жизненная мудрость 10
Познание 11 Любовь 11
Интересная работа 12 Счастье других 12
Любовь 13 Общественное признание 13
Здоровье 14 Уверенность в себе 14
Творчество 15 Красота природы и искусства 15
Жизненная мудрость 16 Наличие хороших и верных друзей 16
Красота природы и искусства 17 Свобода 17
Счастье других 18 Развлечения 18

Для содержательного анализа ранжированные шкалы ценностей мы условно разделили на три группы. Так нами были выделены наиболее значимые ценности, занимающие среднее положение и наименее значимые. Детально рассмотрим представленную классификацию ценностных ориентаций личности.

В системе терминальных ценностей начинающие педагоги английского языка отдали предпочтение таким ценностям как активная деятельная жизнь, свобода, наличие хороших и верных друзей, материально обеспеченная жизнь, развлечения, уверенность в себе.

Далее выделяется группа ценностей: продуктивная жизнь, общественное признание, счастливая семейная жизнь, развитие, познание, интересная работа.

В группу, получившую более низкие предпочтения, включены: любовь, здоровье, творчество, жизненная мудрость, красота природы и искусства, счастье других.

Обратимся к анализу полученного результата. Доминирующие ценности начинающих педагогов английского языка, такие как активная деятельная жизнь, свобода, наличие хороших и верных друзей и развлечения в целом характеризуют возраст испытуемых (22-24 года); этим можно объяснить и низкий уровень отношения к собственному здоровью, к показателю ценности жизненной мудрости. Высокий уровень ценностей материально обеспеченной жизни и уверенности в себе соответствуют духу современного времени и отражают воздействие средств массовой коммуникации на испытуемых и современной политико-экономической ситуации в стране. Проявление этих двух показателей в совокупности с низким уровнем таких ценностей, как любовь и счастье других, может свидетельствовать о высоком уровне эгоцентричности испытуемых.

В целом можно отметить, что данные ранжирования терминальных ценностей, полученных по методике Рокича, представляют собой уровни системы ценностных ориентаций, которые находятся в определенной иерархической зависимости и соподчиненности.

Индивидуальная иерархия ценностных ориентаций начинающих педагогов английского языка представляет собой последовательность определенных ориентационных «блоков», различающихся по своей направленности. В частности, доминирующий блок ценностей эгоизма и реализации собственного «Я» (активная деятельная жизнь, свобода, материально обеспеченная жизнь, развлечения, уверенность в себе) противопоставляется блоку менее выраженных профессиональных ценностей (продуктивная жизнь, интересная работа, познание, развитие).    

Групповая иерархия терминальных ценностей опытных педагогов английского языка характеризовалась большей значимостью таких ценностей, как продуктивная жизнь,счастливая семейная жизнь, развитие, познание, творчество, интересная работа.

В следующую группу отнесены такие ценности, какактивная деятельная жизнь, материально обеспеченная жизнь,здоровье, жизненная мудрость, любовь, счастье других.

К низшему рангу ценностей относятся общественное признание, уверенность в себе, красота природы и искусства, наличие хороших и верных друзей, свобода, развлечения.

Обратимся к анализу полученного результата. Доминирующие ценности опытных педагогов английского языка, такие как продуктивная жизнь, развитие, познание, творчество, интересная работа свидетельствуют о наличии профессионально-педагогической шкалы ценностей, подчиняющей себе все остальные блоки ценностных ориентаций.

Следует отметить характеристики, соответствующие возрасту испытуемых (32-45 лет). Это высокий показатель ценности счастливая семейная жизнь, а также средние показатели таких ценностей как здоровье и жизненная мудрость.

Отметим, что блок ценностей эгоизма и реализации собственного «Я» выражен у опытных педагогов английского языка достаточно слабо: активная деятельная жизнь, материально обеспеченная жизнь представлены в ценностях, занимающих среднее положение, а общественное признание, уверенность в себе, свобода, развлечения представлены в наименее значимой группе ценностей.

Таким образом, индивидуальная иерархия ценностных ориентаций опытных педагогов английского языка также представляет собой последовательность определенных ориентационных «блоков», различающихся по своей направленности. Но в отличие от ценностей молодых педагогов английского языка у опытных доминирует блок профессиональных ценностей (продуктивная жизнь, развитие, познание, творчество, интересная работа). Он противопоставляется блоку менее выраженных ценностей эгоизма и реализации собственного «Я» и эгоизма (общественное признание, уверенность в себе, свобода, развлечения).  

Различия между двумя группами педагогов подтверждаются и применением метода математической обработки данных [3]. Так, использование параметрического метода попарного сравнения данных с применением t-критерия Стьюдента выявило различия на уровне статистической значимости (t-критерия Стьюдента=3,11; различия значимы на уровне p=0,001).

На заключительном этапе исследования был сделан ряд выводов, характеризующий полученные результаты:

1. Формирование системы ценностных ориентаций личности начинающих педагогов английского языка является сложным психологическим феноменом, представляющим собой целенаправленный процесс и результат изменений в ценностно-смысловой сфере, который определяется комплексом внутренних психологических факторов.

2. Иерархия ценностей начинающих педагогов английского языка отражает недостаточный уровень профессиональной шкалы ценностей, в которой преобладают индивидуалистические тенденции в ущерб педагогическим и гуманистическим ценностям.

3. Выявленное рассогласование между ценностными ориентациями и системой профессионально важных характеристик, свидетельствует о недостаточной осознанности ценностно-смыслового содержания личности педагога и противоречивости личностного и профессионального становления начинающего учителя английского языка.

4. В системе ценностных ориентаций педагогов английского языка благодаря вовлечению в трудовую деятельность происходят позитивные изменения, отражающие формирование ценностей профессии. Полученный результат характеризует определенную социальную и профессиональную зрелость опытных педагогов английского языка.

Литература:

1. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А.Я. Анцупов. М.: ВЛАДОС, 2003. 208 с.

2. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер, 2008. – 351 с.

3. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования: анализ и интерпретация данных / А.Д. Наследов. – СПб.: Речь, 2012. – 392 с.

4. Обучение общению на иностранном языке: учебное пособие / Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. (Серия «Методика обучения иностранным языкам, № 15).

5. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина. Т.1. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 312 с.