Сажина Елена Владимировна. Образовательные возможности новых информационных технологий в обучении иностранному языку магистрантов неязыковых специальностей

PDFПечатьE-mail

УДК 811.11:37.013.2:004.9:352.075.2

Образовательные возможности новых информационных технологий в обучении иностранному языку магистрантов неязыковых специальностей

Сажина Елена Владимировна, зав. кафедрой английского языка, Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины, г. Гомель, Республика Беларусь

kisalru@tut.by

Аннотация. Настоящая статья посвящена такой проблеме как организация образовательного процесса по иностранному языку в группах магистрантов неязыковых специальностей с использованием новейших информационных технологий. Устанавливаются образовательные возможности таких технологий, как Skype, ABBY-Lingvo, E-mail, которые могут быть успешно использованы в учебном процессе для решения педагогических задач, ставящихся перед преподавателем и обучаемыми. Использование таких методов как теоретический анализ литературных источников, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент позволило сделать ряд выводов, в соответствии с которыми были установлены образовательные возможности новых информационных технологий в обучении иностранному языку магистрантов неязыковых специальностей.
Ключевые слова: информационные технологии; магистратура; Skype; ABBY-Lingvo; E-mail.

EDUCATIONAL POSSIBILITIES OF NEW INFORMATION TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESS OF TEACHING ENGLISH TO POST-GRADUATE STUDENTS OF NON-LINGUISTIC SPECIALITIES

Sazhyna Elena Vladimirovna

Head of Department

The English language department

Gomel State University named after Francisk Skorina

Gomel, the Republic of Belarus

Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Annotation. The present article is devoted to the study of such a problem as the organization of the educational process in English in groups of post-graduate students of non-linguistic specialities with the use of new information technologies. The educational possibilities of such technologies as Skype, ABBY-Lingvo, E-mail, which can be successfully used in the educational process for the solution of pedagogical tasks by lecturers and post-graduates, have been found out.

The use of such methods as the theoretical analysis of literature, the pedagogical observation, the pedagogical experiment let us come to a few conclusions, according to which the educational possibilities of new information technologies in teaching English to post-graduates of non-linguistic specialities have been singled out.

Key words:information technologies; Master’s degree; Skype; ABBY-Lingvo; E-mail.

Введение.В последние годы отмечается значительный рост количества желающих продолжить свое обучение в магистратуре, которая представляет собой завершенный этап обучения и воспитания на уровне высшего образования, на котором обеспечивается формирование знаний, умений и навыков научно-педагогической и научно-исследовательской работы с присвоением степени магистра, дающий право на продолжение образования в аспирантуре и на трудоустройство по полученной специальности и присвоенной квалификации. Данное явление можно объяснить тем, что обучение в магистратуре открывает следующие возможности: позволяет углубить и систематизировать знания по выбранной специальности; возможность карьерного роста, а значит и роста заработной платы; диплом магистра позволяет получить более высокую квалификационную категорию в учреждениях дошкольного и общего среднего образования за более короткий срок; продолжить обучение в аспирантуре. Все эти факторы обусловили потребность в пересмотре имеющихся возможностей обеспечения качества процесса обучения магистрантов иностранному языку в вузе. В связи с этим внимание было обращено на поиск информационных технологий, которые бы предоставляли широкий спектр образовательных возможностей для магистрантов неязыковых специальностей как в вузах страны, в целом, так и в УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины», в частности.

Цель работы. Целью настоящей работы является теоретическое обоснование и научно-методическое обеспечение процесса организации обучения иностранному языку в группах магистрантов неязыковых специальностей с использованием новых информационных технологий.

Материалы и методы исследования. Благодаря использованию таких методов исследования как теоретический анализ литературных источников, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент были сделаны ряд выводов, позволившие установить образовательные возможности новых информационных технологий в обучении иностранному языку магистрантов неязыковых специальностей.

Результаты исследования и их обсуждение.Так, внимание было обращено на использование Skype в образовательном процессе. Skype – программное обеспечение для передачи речевого сигнала по сети Интернет или по любым другим IP-сетям, обеспечивающее бесплатную голосовую связь через Интернет между компьютерами [1]. Предоставляя возможность речевого общения, Skype может обеспечивать решение таких учебных задач, как развитие навыков говорения и аудирования. Функция «Чат» может быть использована преподавателем для указания на допущенные магистрантом ошибки, тем самым давая возможность последнему видеть эти ошибки на мониторе компьютера и избегать их повторения в ходе ведения диалога.

Другим преимуществом использования технологии Skype в обучении магистрантов говорению/аудированию может являться отсутствие визуального контакта между обучаемым и обучающим. В определенных случаях данный факт удовлетворяет такой критерий успешности формирования навыков говорения/аудирования как критерий психологического комфорта.

Главным преимуществом Skype в работе с магистрантами является возможность своевременной сдачи последними кандидатского минимума по иностранному языку, находясь, к примеру, в командировке и др., а также как вариант дистанционной формы получения знаний.

Говоря о возможностях и перспективах использования Skype в образовательном процессе, следует отметить, что применение данного программного обеспечения может сочетаться с обращением к электронному словарю (напр. Lingvo 11). Такое спаренное использование компьютерных программ   призвано решить   ряд задач: 1) обеспечение языковой правильности, точности и вариативности способов выражения мысли; 2) увеличение объема и сложности воспринимаемого на слух речевого сообщения; 3) увеличение скорости предъявления речевого материала [2]. Решение данных задач обеспечит лексическую насыщенность диалога между обучающим и обучаемым и будет способствовать развитию лексических навыков у последнего.

Обращаясь к анализу возможностей и перспектив использования электронной почты (E-mail), следует также отметить ряд положительных моментов. Во-первых, электронная почта может использоваться как средство передачи преподавателем учебного материала магистранту, а также как средство сообщения домашнего задания и получения отчета магистранта о его выполнении. Во-вторых, E-mail может быть успешно использована для развития как навыков письма, так и навыков чтения. Для реализации данных задач магистранту может быть предложено ведение диалогового общения в форме письменных сообщений на заданную тему (например, написать приглашение на конференцию/семинар, сообщить о результатах научной деятельности, полученных за последний месяц и т.д.). После получения письма от магистранта преподаватель, используя различные шрифты, может при необходимости внести исправления, которые в дальнейшем будут проанализированы обучаемым. Диалоговое общение между преподавателем и магистрантом, осуществляемое посредством электронных сообщений, может сопровождаться использованием различных контрольно-тестовых заданий на определенных этапах обучения (Entry test, Current test, Exam practice), что будет способствовать своевременной коррекции полученных знаний. Кроме вышеупомянутых заданий студенту могут быть предложены аутентичные тексты для чтения и перевода, что будет способствовать развитию соответствующих навыков.

Заключение. Таким образом, подводя итог выше сказанному и учитывая результаты проведенных экспериментов с магистрантами УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины» очной и заочной формы обучения, мы пришли к выводу, что одними из эффективных новых технологий, предоставляющие широкие образовательные возможности в обучении иностранному языку магистрантов неязыковых специальностей, являются Skype, ABBY-Lingvo, E-mail, которые в сочетании с другими технологиями дают высокие результаты. Перспективным представляется дальнейшее изучение возможностей новейших технологий и их внедрение в практику преподавания иностранного языка в группах магистрантов, а также установление их комбинаторики и определение эффективности применения тех или иных сочетаний технологий в образовательном процессе на второй ступени обучения в вузе.

Литература

1. Skype [Электронный ресурс] / Википедия. – М., 2006. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Skype. – Дата доступа: 05.01.2008.

2. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособ. для учителя / Н.Д. Гальскова. – 3-е изд., переработанное и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – 192 с.