Петухова Галина Николаевна. Преимущества использования учебных модулей при обучении иностранному языку

PDFПечатьE-mail

УДК 378.147:811.111

Преимущества использования учебных модулей при обучении иностранному языку

Петухова Галина Николаевна, старший преподаватель кафедры английского языка, УО «Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины», г. Гомель, Республика Беларусь

Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые проблемы создания модулей при обучении иностранному языку.

Ключевые слова: принцип применения модульной технологии; модуль; форма обучения; новейшие технологии; иностранный язык; самостоятельная работа.

The advantages of using training modules for teaching a foreign language

Petukhova Galina Nikolayevna, senior teacher, the Foreign Languages Department, F. Scorina Gomel State University, Gomel, Belarus

Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Annotation. Some of the problems of creating modules in learning a foreign language are discussed.

Keywords: application of the principle of modular technology; module; form of learning; the latest technology; foreign language; independent work.


Современное общество предъявляет особые требования к профессиональной подготовке специалистов. Возникает потребность к появлению компетентных инженеров, педагогов, исследователей, которые обладают такими личностными качествами как инициативность, способность самостоятельно, а главное, критически и неординарно мыслить. Знание иностранного языка и попытка понять иноязычную культуру – являются основой успеха в достижении этой цели. Поэтому педагоги неустанно ведут поиск новых технологий и методик преподавания иностранного языка. Однако несмотря на то, что уже накоплен богатый опыт и преподаватели стараются использовать в своей работе как традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя приемы и современные технологии, все еще остро стоит вопрос о том, как повысить эффективность получения знаний, сделать процесс обучения более организованным и мотивированным. Среди множества вопросов в этой сфере можно выделить такой аспект как обучение самостоятельному извлечению информации, ее осмысление и применение в профессиональной деятельности. Это особенно важно при подготовке IT-специалистов, поскольку многие из них будут работать непосредственно с носителями других культур, им необходимо читать литературу по специальности, изучать и внедрять новейшие технологии в этой быстроменяющейся сфере и уметь представить свой взгляд на некие тенденции в развитии данной отрасли.

Использование модульной системы при обучении английскому языку студентов неязыковых специальностей – одна из попыток решить некоторые проблемы в подготовке специалистов. Поэтому, прежде всего, хотелось бы рассмотреть особенности создания модулей при обучении иностранному языку и технологии модульного обучения.

На протяжении многих лет проблемой создания модулей занимались многие ученые, такие как Дж. Рассел, П.А. Юцявичене, Г. Оуэнс, Н.В. Бородина, Т.И. Царегородцева и многие другие. Они считали, что модульное обучение позволяет составлять блоки из учебного материала и интегрировать различные методики обучения, которые подходили бы для определенного контингента студентов. Студенты могли бы самостоятельно (иногда с незначительной помощью преподавателя) работать с материалом в удобном для них режиме.

В зависимости от страны и направленности университетов метод модулей использовался как одно из направлений индивидуализации обучения при изучении различных дисциплин. Этот метод включал разнообразные организационные формы, а также предполагал индивидуальный контроль на каждом этапе.

Были сделаны выводы о том, что прежде, чем приступить к созданию модулей, преподавателю следует четко представлять их цели и задачи, а также обладать информацией о способностях студентов, которые будут работать в этом режиме. Только потом рекомендуется приступать к последовательному распределению материала курса по модулям. В своих работах ученые рассматривали и развивали педагогические теории воспитания и образования личности, предлагали использование соответствующих принципов для создания технологий модульного обучения и описывали условия организации учебного процесса при помощи модулей с использованием различных дидактических средств.

Некоторые ученые считают, что в настоящее время это одна из самых передовых и эффективных методик обучения иностранному языку, а другие относятся к ней скептически. В нашей стране наиболее популярной является точка зрения П.А. Юцявичене. Она заключается в том, что модульное обучение – это комбинированная система обучения, которая обязательно включает подсистему адаптивного программного управления, чаще всего в совокупности с подсистемой самоуправления.

В научной среде ведутся дебаты и по поводу трактования понятия «модуль», а это главный элемент данной методики, позволяющий студенту активно и самостоятельно овладевать знаниями и навыками. Существуют разные определения модуля, которые сводят его к понятию самостоятельного раздела курса или дисциплины, где рассматривается одно фундаментальное явление. Есть мнение, свидетельствующее, что модуль – это обучающий пакет для приобретения умения, или, что это организационно-методическая междисциплинарная структура учебного материала.

Принимая во внимание специфические особенности иноязычной подготовки студентов, наиболее полное и конкретное определение модуля дает в своих статьях Ю.Ю. Ковалёва. А именно, что модуль – это целевой функциональный узел, представляющий собой раздел изучаемой дисциплины «Иностранный язык» или «Профессиональный иностранный язык», вполне автономный, имеющий тематическую направленность и обладающий относительной самостоятельностью, в котором объединено учебное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня целостности, и который:

1) представлен комплексом взаимосвязанных блоков учебного материала, предназначенных для симультанного изучения студентами с разным уровнем владения иностранным языком;

2) создает основу для комплексного овладения студентами знаниями, навыками и умениями во всех видах иноязычной речевой деятельности;

3) построен таким образом, что позволяет учитывать индивидуальные коммуникативно-культурные потребности каждого обучаемого, обеспечивая тем самым основу автономности обучения;

4) способствует выбору студентом индивидуальной образовательной траектории для максимального продвижения внутри своего уровня обученности и перехода на более высокий уровень владения иностранным языком;

5) создает условия для повышения мотивации и заинтересованности каждого обучаемого в овладении иностранным языком в профессионально - ориентированных целях [2].

Кроме того Ю.Ю. Ковалёва в своих работах предлагает педагогические условия и принципы применения модульной технологии в системе иноязычной подготовки будущих специалистов. Она считает, что учебный материал должен иметь такую структуру, чтобы он в виде модуля обеспечивал достижение студентом поставленных перед ним дидактических целей. Учебный материал, охватываемый модулем должен являться законченным блоком, чтобы существовала возможность конструирования единого содержания обучения.

Принципиальные отличия модульного обучения иностранным языкам от других видов обучения:

1. Содержание обучения представляется в законченных, самостоятельных, комплексных модулях, одновременно являющихся банком информации и методическим руководством по его освоению.

2. Взаимодействие педагога и обучающегося в учебном процессе осуществляется на принципиально иной основе – с помощью модулей обеспечивается осознанное самостоятельное достижение обучающимися определенного уровня предварительной подготовленности к каждой встрече с педагогом.

3. Сама суть модульного обучения требует неизбежного соблюдения приоритетных субъект-субъектных взаимоотношений между преподавателем и обучающимся в учебном процессе [1].

Разработка модульных обучающих программ по иностранным языкам показала, что процесс «конструирование» модулей позволяет “отсечь” все лишнее, всю избыточную учебную информацию, которая затрудняет усвоение нового материала. Модульный подход в обучении иностранным языкам позволяет систематизировать и структурировать большой по объему учебный материал и в необходимых пределах уплотнить его [4].

Для более углубленного понимания сущности модульного обучения следует остановиться на его принципах. Так, П.А. Юцявичене, считает что, в основе модульного обучения лежат следующие дидактические принципы: 1) модульность 2) структуризация содержания обучения на обособленные элементы 3) динамичность 4) действенность и оперативность знаний и их системы 5) гибкость 6) осознанная перспектива 7) разносторонность методического консультирования 8) паритетность [1].

Принцип модульности определяет весь подход к организации обучения: отбор целей, содержания, форм и методов обучения. В соответствии с этим принципом содержание обучения структурируется в форме отдельных блоков – модулей. В связи с этим часто вместо «обучающий модуль» говорят «обучающий блок» и «обучающий пакет» [1].

При реализации принципа модульности большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов. Более того, самостоятельная работа студентов с учебными модулями становиться основным видом учебной деятельности.

Достоинствами модульного обучения иностранным языкам являются следующие аспекты:

1. Цели обучения точно соотносятся с достигнутыми результатами каждого студента.

2. Разработка модулей позволяет уплотнить учебную информацию и представить ее блоками.

3. Задается индивидуальный темп учебной деятельности.

4. Поэтапный – модульный контроль знаний и практических умений дает определенную гарантию эффективности обучения.

5. Достигается определенная «технологизация» обучения. Обучение в меньшей степени становится зависимым от педагогического мастерства преподавателя.

Недостатки и ограничения модульного обучения иностранным языкам:

1. Большая трудоемкость при конструировании модулей.

2. Разработка модульных учебных программ требует высокой педагогической и методической квалификации, специальных учебников и учебных пособий.

3. Уровень проблемности модулей часто невелик, что не способствует развитию творческого потенциала студентов, особенно высокоодаренных.

4. В условиях модульного обучения часто остаются практически нереализованными диалоговые функции обучения, что особенно важно при обучении иностранным языкам.

5. Если к каждому новому занятию преподаватель имеет возможность обновлять содержание учебного материала, то «модуль» остается как бы «застывшей» формой подачи учебного материала, его модернизация требует значительных усилий [3, 4].

При создании модуля следует определить его цели и задачи, разработать структуру (название учебного элемента, содержание, формы, методы, пояснения к учебному материалу, источники информации, алгоритмы решения задач, ответы, методы выполнения задания, контроль, самоконтроль и выходной контроль). Также должна быть разработана Технологическая карта конструирования занятий.

1. Юцявичене П.А. Основы модульного обучения, – Вильнюс, 1982. 105с.

2. Ковалёва Ю. Ю. Аспекты модульного обучения английскому языку студентов технического вуза: монография / Ю. Ю. Ковалева; Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. – 272 с.

3. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний, – М., 1984. 130с.

4. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения, –М,.1995. 88с.