Старокожева Виктория Юрьевна. Использование сети Интернет при обучении английскому языку на неязыковых специальностях в вузе

PDFПечатьE-mail

УДК378.147:811.111:004.77

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕТИ ИНТЕРНЕТ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЯХ В ВУЗЕ

Старокожева Виктория Юрьевна

преподаватель

Кафедра английского языка

Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины

г. Гомель, Республика Беларусь

Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Аннотация. В данной статье рассматриваются преимущества использования сети интернет при обучении иностранному языку, в частности английскому. В работе также приводятся примеры практического применения сети Интернет при организации занятий по английскому языку.

Ключевые слова: Интернет; Интернет-ресурсы; иностранный язык; английский язык; обучение.

USE OF THE INTERNET IN TEACHING ENGLISH AT NON-LANGUAGE SPECIALTIES IN HIGHER EDUCATION ESTABLISHMENT

Victoria Yurievna Starokozheva

Teacher

The English language chair

Francisk Skorina Gomel State University

Gomel, the Republic of Belarus

Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Abstract. This article provides advantages of the use of the Internet in teaching foreign language, particularly, English. There are also examples of practical use of the Internet for the English lessons.

Key words: theInternet; Internet resources; foreign language; the English language; training.


Введение. В современном обществе все больше возрастает роль использования в учебном процессе компьютеров, ноутбуков, планшетов и мобильных телефонов с доступом к Интернет-ресурсам. Таким образом, факт активного внедрения Интернет-технологий и ресурсов в процесс обучения иностранному языку на сегодняшний день является очевидным.

Целью данной работы является показать преимущества и целесообразность применения новых информационных технологий при обучении иностранному языку в ВУЗе. Актуальность же настоящего исследования обусловлена, прежде всего, потребностью сформировать навыки самостоятельной учебной деятельности студентов.

Материалы и методы исследования. В настоящее время, при наличии большого объема информации, знания сами по себе перестают быть самоцелью, они становятся условием для успешной реализации личности студента в дальнейшей профессиональной деятельности. В этой связи задача любого преподавателя иностранного языка в ВУЗе – помочь обучаемым стать активными участниками процесса обучения и формировать потребность в постоянном поиске дополнительных знаний, которые выходят за рамки рабочей и учебной программы по иностранному языку. Иными словами, необходимо создать такую модель учебного процесса, которая позволяла бы раскрывать и развивать творческий потенциал студентов, который пригодится им в будущей профессиональной деятельности. [1, с. 29].

Обучение иностранному языку является многогранным процессом, что обусловлено его основной целью – развитие личности, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности. А задачей преподавателя является создание условий практического овладения иностранным языком, выбор таких методов обучения, которые позволили бы каждому студенту проявить свою активность и творчество. Таким образом, активизация познавательной деятельности студента в процессе обучения иностранному языку является одной из главных задач преподавателя. Чтобы достичь целей и задач обучения иностранному языку, преподаватели находятся в поиске новых форм и методов обучения с использованием информационных цифровых источников. Например, применение компьютера или ноутбука позволяет пользоваться компьютерными программами и интерактивными курсами иностранного языка, а также всемирной сетью Интернет.

Обучая подлинному языку носителей, Интернет-ресурсы помогают в формировании умений и навыков разговорной речи, что обеспечивает заинтересованность студентов в изучении иностранного языка и, следовательно, эффективность. При использовании сети Интернет у студентов развиваются социальные и психологические качества: их уверенность в себе и их способность работать в парах, группах, коллективе. Выступая средством интерактивного подхода, Интернет создает благоприятную атмосферу для обучения иностранному языку.

Результаты исследования. В процессе обучения иностранному языку можно выделить три способа использования Интернет-ресурсов: Интернет – информационная среда, Интернет – среда коммуникации, Интернет – среда публикации. Данные три способа использования можно интегрировать в систему обучения иностранному языку. Самыми распространенными формами телекоммуникации, т.е. коммуникации посредством сети Интернет, являются электронная почта, чаты и форумы на различные темы, видео-конференции, вебинары и т.п. Первоначально они были созданы для реального общения между людьми, находящимися на расстоянии друг от друга, и лишь потом стали использоваться в учебных целях при обучении иностранному языку.

В качестве информационной среды Интернет-ресурсы могут использоваться как преподавателями иностранного языка, так и студентами, которые изучают иностранный язык. В информационных ресурсах сети Интернет содержится текстовый, аудио и визуальный материал по различной тематике на разных языках. Преимуществом поиска информации в Интернете, прежде всего, является ее актуальность, т.к. Интернет-ресурсы предлагают обширную информацию по лексическим единицам иностранного языка, грамматическим правилам, правильному произношению, материалам по истории изучаемого иностранного языка, страноведению, а также дают возможность читать только что изданные газеты и журналы в оригинале (CNNWorldNews, Times, BCCWorldService, theNewYorkTimes) и регулярно обновляющиеся словари (www.lingvo-online.ru).

В связи с большим количеством информации возникает проблема её отбора и обработки. С одной стороны, необходимо правильно вести поиск, а с другой, – перепроверять информацию, опубликованную в сети Интернет. Можно также порекомендовать студентам официальные сайты государственных учреждений, известных периодических изданий (global.oup.com), сайты Оксфордского и Кембриджского университетов (www.ox.ac.uk), английских и американских издательств, специализирующихся на издании разнообразных учебных пособий и материалов (global.oup.com).

В процессе обучения английскому языку преподаватели кафедры английского языка УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины» разработали и применяют на практике методические материалы, содержащие блоки заданий по лексике и грамматике английского языка разных уровней сложности. Студенты ГГУ им. Ф. Скорины могут ознакомиться с вышеуказанными материалами на сайте университета www.gsu.by в разделе «Электронные документы ГГУ». На данном сайте представлены не только материалы по лексике и грамматике, но и тексты по специальности, которые можно прочитать и пополнить словарный запас по выбранной специальности, а также сделать лексико-грамматические упражнения как самостоятельно, так и по заданию преподавателя. Для студентов факультета заочного обучения преподаватели кафедры английского языка разрабатывают ряд тренировочных упражнений и тестов для успешной работы на парах. Кроме того, на страничке кафедры представлены примеры устных высказываний для беседы на экзамене http://forlang.gsu.by/index.php/ru/studentam-fzo/21-fakultet/kafedry/kafedra-anglijskogo-yazyka/studentam-fzo-aya/209-primery-ustnykh-vyskazyvanij-na-ekzamene. В настоящее время на кафедре английского языка ведется работа по созданию электронных тестирующих программ для сайта ГГУ им. Ф. Скорины, которые помогут студентам заочного факультета подготовиться к сдаче тестов и определят уровень их подготовки.

Заключение. Таким образом, выделенные нами преимущества использования сети Интернет при организации занятий по английскому языку позволяют сделать вывод о целесообразности обращения к Интернет-ресурсам как одному из средств обучения иностранному языку. В заключение отметим, что применение Интернет-ресурсов позволяет оптимизировать процесс обучения иностранному языку за счет повышения мотивации студентов, овладения навыками критического осмысления аутентичных текстов и проведения исследовательской работы в сети, полного погружения в языковое пространство.

Список литературы

1. Андреева, А.А. Введение в Интернет-образование. // А.А. Андреева. – М.: Логос, 2003. – 76 с.

2. Владимирова, Л.П. Интернет на уроках иностранного языка / Л.П. Владимирова // Иностранные языки в школе. – 2002. – № 3. – С. 39