Омбоева Наталья Антоновна. Из опыта использования интерактивных методов при обучении английскому языку

PDFПечатьE-mail

УДК 372.881.111.2
Омбоева Наталья Антоновна
кандидат педагогических наук, учитель английского языка
муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №3 Тракторозаводского района Волгограда», Россия
Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
Из опыта использования интерактивных методов при обучении английскому языку

Аннотация
В данной статье осуществлён отбор интерактивных методов обучения (УМК «Английский в фокусе», 10 класс), на основе которых обучающиеся могут творчески реализовать себя в учебной деятельности при изучении английского языка. Интерактивные методы обучения – это способы организации активного взаимодействия обучающихся между собой, с учителем, различными источниками информации, при котором происходит осмысление нового опыта и приобретение знаний.
Ключевые слова: самореализация; интерактивность; взаимодействие.

From experience of use of interactive methods when training in English (educational and methodical complex of “Spotlight”)
Omboeva Natalia Antonovna
candidate of pedagogical sciences, teacher of English,
municipal educational institution “Lyceum №3
of Traktorozavodsky District of Volgograd”, Russia
Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
Abstract
In article selection of interactive methods of training on educational and methodical complex “English in Focus” (the 10th class) on the basis of which the students can self-actualize in educational activity is described. Interactive methods of training are ways of the organization of active interaction between students, students and a teacher, students and various sources of information at which there is getting of new experience and knowledge.
Keywords: self-realization; interactivity; interaction.


Согласно Федеральному Закону от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (ст.66) среднее общее образование направлено на формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации…, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору…, т.е. самореализации [1]. Самореализация обучающихся предполагает наличие взаимодействия в учебной деятельности, активности, мотивации к процессу познания, ощущения успеха от полученного результата. Самореализации способствуют внутренняя потребность самоутверждения, осознание учащимися своих возможностей, умение ставить цели, планировать деятельность. Обучающийся должен быть готов не только к диалогу с окружающими людьми, но, и мотивирован, подготовлен к самореализации в учебной деятельности. В этой связи учебная деятельность с использованием интерактивных методов обучения, как особая среда, должна позволить обучаемым проявить свои способности, реализовать себя. Учитель должен уметь применять интерактивные методы обучения, способствующие развитию внутренней мотивации, предоставляющие возможность самореализации в учебной деятельности. При этих условиях самореализация личности в учебной деятельности возможна через активную, успешную, осознанную деятельность, результатом которой будет эмоциональное удовлетворение от продукта данной деятельности и ученика и учителя.
Интерактивные методы обучения – это способы организации активного взаимодействия обучающихся между собой, с учителем, различными источниками информации, при котором происходит осмысление нового опыта и приобретение знаний. Основой данного понятия является взаимодействие всех участников образовательного процесса, реализуемое в общении. Взаимодействие понимается как процесс взаимовлияния и воздействия субъектов образовательного процесса друг на друга, порождающий их взаимную связь благодаря наличию у личности врожденной потребности в общении [2, с.58].
С целью выяснения возможности взаимодействия участников образовательного процесса (ученик – ученик – учитель) в учебной деятельности разработано и проведено анкетирование, в котором приняли участие 104 обучающихся 10-11-х классов МОУ лицей №3 г. Волгограда. Изучение английского языка в лицее осуществляется по УМК «Английский в фокусе» (Spotlight) [3], который отвечает требованиям ФГОС общего образования. По результатам опроса выделены условия использования интерактивных методов: создание личностно-деятельностной ситуации; создание ситуации успеха; ориентация на групповую работу учащихся; выполнение обучающимися личностных проектов; усиление самостоятельности в учебной деятельности; рефлексивное подведение итогов; отбор интерактивных методов обучения в трех образовательных средах взаимодействия: «ученик-ученик-учитель»; «ученик-компьютер-учитель»; «ученик-текст-учитель».
Рассмотрим активное вовлечение обучающихся во взаимодействие на уроках на примере УМК «Английский в фокусе» для 10 класса.
В Модуле 1 «Strong Ties» [3, с. 17] при работе с текстом «Little Women» Луизы Мэй Алькотт предлагается дискуссия – деление на малые группы и обсуждение сестер Марч, разыгрывание диалога между сестрами. Интересно интервьюирование подростков о моде в Великобритании. При отражении взглядов подростков на предпочитаемую одежду, нужно сформулировать вопросы, используя выражения из текстов [3, с. 21]. Домашнее задание – описать современного волгоградца подросткового возраста (где он предпочитает покупать одежду, что любит носить и т.д.). В этом же модуле
[3, с. 11] разработано задание в виде игры в телевизионного репортера и интервьюируемого подростка. Репортер задает вопросы, что нравится, что не нравится делать (даются лексические опоры). Далее нужно подготовить беседу с друзьями, учитывая следующее: у тебя много друзей, почему они важны, какие качества ты находишь в своих друзьях, чем ты обычно занимаешься с друзьями (с. 13).
В Модуле 2 [3, с. 40] «Степень ответственности твоего отношения к деньгам» проходит дискуссия: представлены ситуации, проблема и пути её решения. Нужно рассказать о своих поступках, также надо согласиться или не согласиться с решениями собеседника с опорами (фразы-клише). Затем эксперты готовят обзор с анализом степени ответственности отношения мини-групп к деньгам. В этом же модуле при работе с текстом о юных потребителях Великобритании [3, с. 28-29], можно провести дискуссию о способах траты денег в России и Великобритании, а затем ролевую игру – с одной стороны подростки Англии, с другой России. Обсуждаются вопросы о способах зарабатывания денег и предполагаемых тратах. В этом же модуле [3, с. 41] после работы с текстом в мини-группах готовятся сообщения «Что такое загрязнение воздуха, и как мы можем поддержать чистый воздух в доме», а также проводится дискуссия с высказыванием разных точек зрения.
В Модуле 3 «Schooldays and Work» после работы над текстом «Schools around the World» организуется ролевая игра на тему «Интервьюирование Британским корреспондентом ученика лицея» по вопросам «Как ты добираешься до лицея, во сколько начинаются и заканчиваются занятия, нужна или нет школьная форма, каковы правила внутреннего распорядка в лицее и т.д.», и разыгрываются диалоги на тему «Job. Asking about and expressing wants/intentions». Затем в ходе ролевой игры «Хотим получить работу на вторую половину дня в качестве продавца», учащиеся приглашаются на собеседование, им задают вопросы, они отвечают.
В следующем модуле обучающиеся предложили учителю провести ролевую игру «Shopping». Сначала выполнили языковые упражнения, направленные на тренировку и активизацию новой лексики, которая будет использоваться в диалогах в рамках данного эпизода. Например: Fill in the gaps in this passage with words from the list: market, research, study, product, project. Затем разделились на микрогруппы, обсуждали информацию в диалогах на основе предложенных вербальных опор с целью развития речевых способностей и умений, т.е. способности к догадке, умению логически излагать мысли, обобщать, анализировать информацию. Например: «Make a list of six products that are produced or provided in Volgograd or region: a local brand of drink..., a grocery product, an industrial product, a place of entertainment…». «Work in groups. Discuss these questions about some of the products you've listed: 1) What competition does cash product face? 2) What is the image of the company? 3) How strongly or weakly is the product marketed? ». На этом же этапе высказывались по темам «Think of a good slogan for your product. If you had to choose one photo to illustrate the product, what would it show? Represent a short text for an advertisement in an English language newspaper or magazine».
На творческом этапе обсуждали поставленную проблему, учились говорить самостоятельно без опор, выбирать стратегию высказывания, строить эффективное взаимодействие. Например: Work in groups. Decide together:
1) Who are your customers? 2) What are the main features and benefits of your product?
На заключительном этапе организуется полилогическое общение, которое развивает такие качества речи, как инициативность, реактивность и вариативность, а также активизирует личностную активность и самостоятельность. Таким образом, создаются условия для применения своих знаний, навыков и умений общения.
В этом же Модуле [3, с. 54-55] учатся составлять официальные письма, а также резюме на базе опорных высказываний и предварительной работы над письмом-резюме. Разыгрываются ситуации, например, с помощью ключевых слов на основе приглашения-рекламы составляют письма о желании получить эту работу, обсуждают их, а затем организовывается итоговая дискуссия на тему «Что надо и не надо указывать в резюме», приводятся доводы за - и против.
На следующем уроке обсуждаются рекламные объявления о приеме на работу, о качествах претендентов, и как благополучно пройти собеседование, чтобы тебя заметили.
Очень интересно прошел урок-дискуссия об американских средних школах. Сначала познакомились с системой школьного обучения в США на базе предложенной презентации и текста учебника [3, с. 57], затем обсуждали, хотим мы или нет учиться в американской школе, приводили аргументы. В конце каждая мини-группа подготовила рекламную листовку, приглашающую зарубежных учеников обучаться в лицее, которая включала «Описание обычного лицейского дня, различных внеклассных мероприятий».
В Модуле 4 «Защита окружающей среды» [3, с. 64-67] дискутировали по проблеме «Что мы должны сделать, чтобы защитить окружающую среду», сначала составляли диалоги в парах, а затем после работы над текстом высказывали свои точки зрения по защите окружающей среды. Были предложены различные ситуации о глобальном потеплении, о выживании животных, об уничтожении лесных пространств, высказывались аргументы, используя опоры и свободно. Ученикам понравилось сочинение-эссе «Должна ли парковка машин быть выведена за пределы центра крупного города» (предварительно обсуждение с опорными высказываниями).
В Модуле 5 «Holidays» [3, с. 81-95] предложен текст «Чудесный Непал», после прослушивания написали заметки о том, какие места посетил автор, что удалось увидеть в каждом месте, как понравилось путешествие». После обсуждения, опираясь на них, в мини-группах, составили рассказы о своих путешествиях. На следующем уроке высказывались о положительных и отрицательных моментах путешествий с опорой на выражения из УМК, провели ролевую игру «Плохой и хороший опыт путешествий», использовали опорные выказывания выражения эмоций.
Во время работы над темой «Подростковая мода в Великобритании и России» создан проект «Давайте напишем своему сверстнику в страну изучаемого языка», так как это даёт возможность применить полученные знания в ситуации неформального межличностного общения. Переписываемся с учениками из Нанкина Мидл Скул, Северная Каролина, США; создали совместный проект о всемирной литературе с девочками из Регина Доминикан Скул из Чикаго, США.
Участие в проекте предполагает: осознание возможностей самореализации посредством поиска друга по интересам из другой страны; знание национально-культурных особенностей письменной речи в странах изучаемого языка: обращение, заключительные формы вежливости, распространенные лексико-грамматические конструкции и реплики-клише речевого этикета; понимание значения владения иностранными языками в современном мире; формирование умения рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее.
Ориентация на использование интерактивных методов обучения способствует формированию интерактивных умений, содействующих самореализации старшеклассников, а интерактивная учебная деятельность как активное, продуктивное, рефлексивное взаимодействие субъекта образовательного процесса с образовательной средой является одним из решающих факторов личностной реализации обучающихся.


Библиографический список
 1. Английский язык. 10 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений /  [О. В. Афанасьева, Дж. Дули, И. В. Михеева и др.]. – 4-е изд.- М.: Express Publishing : Просвещение, 2011. – 248 с.: ил. – (Английский в фокусе).
 2. Кавтарадзе, Д. Н. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения [Текст] / Д. Н. Кавтарадзе. - М.: Просвещение, 2009 - 173 с.
 3. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.  «Об образовании в Российской Федерации» /- Режим доступа http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html