Добро пожаловать, Гость
Пожалуйста Вход или Регистрация.    Забыли пароль?
ВнизСтраница: 1
Сообщения темы: Из опыта работы
#65703
Из опыта работы 8 г., 7 мес. назад Репутация: 47
Только ли талантам надо помогать?
Гениальность, талант, одаренность…Божий дар, генетически обусловленный дар, или, как считал Т. Эдисон, “99%пота и 1% вдохновения”? И насколько необходимо присутствие известной доли амбициозности? Проявляется в каком-то одном виде деятельности или в нескольких – смежных или даже диаметрально противоположных? Можно ли быть всесторонне одаренным? Эти вопросы обсуждали, обсуждают и, наверное, еще долго будут обсуждать ученые, психологи, социологи и, конечно же, педагоги, родители да и сами учащиеся.
Счастлив учитель, которому удалось встретить на своем педагогическом пути истинно одаренного ученика. И счастлив не потому, что благодаря достижениям этого ученика может быть отмечен разными званиями и наградами (хотя и это имеет определенное значение), а, в первую очередь, потому что заметил эту одаренность у ученика, помог ей развиться, и испытал радость момента, когда из “ведущего” в тандеме “учитель-ученик” оказался уже “ведомым”, и понял при этом, что смог, сумел и приобрел педагогический опыт, который ему так необходим в работе с новыми поколениями учеников.
Вот уже почти 38 лет работаю учителем английского языка в МОУ “Гимназия г. Раменское” Московской области. Были разные ученики: более способные и менее способные, очень и не очень трудолюбивые и даже совсем ленивые. И хотя не встретился мне ученик с уровнем одаренности Софьи Ковалевской, Билла Гейтса или Григория Перельмана в области изучения иностранных учеников, я, тем не менее, считаю, что каждый человек в большей или меньшей степени одарен от природы. И моя роль как учителя помочь этой одаренности максимально развиться не только в предметном, но и в общеинтеaллектуальном плане. В этом направлении я и работаю.
В своей педагогической деятельности руководствуюсь собственной педагогической философией:
1) Приоритет образования – какова система образования, таково и общество.
2) Современная личность должна быть высокообразованной, интеллектуально развитой, должна уметь самостоятельно добывать знания и свободно ориентироваться в окружающем мире. Не умаляя роли обучения, полагаю, однако, что особое внимание должно быть уделено духовности – сохранению и воспитанию вечных человеческих ценностей.
3) Учитель – человек, способный повлиять на вечность: в его руках судьба не только его учеников, которым предстоит жить в XXI веке, но и будущее многих последующих поколений, будущее всего человечества, будущее всей планеты!
4) Модель личности современного учителя: высокопрофессионален, умен, знает и любит свой предмет, новатор, жизни и работы своей не мыслит без творчества, не устает учиться, ведет научный поиск, энергичен, смел, находчив, энтузиаст и оптимист, самозабвенно любит детей, гордится своей профессией и школой, работает на их престиж, обладает незаурядными организаторскими и коммуникативными качествами, обаятелен, многогранно талантлив, горячо любим своими коллегами, учениками и их родителями.
5) Слагаемые педагогического успеха: высокий профессионализм и компетентность, доброта и справедливая требовательность, огромное терпение.
6) Ученик – это личность со своими особенностями и способностями, со своими взглядами и запросами, Обладающая, правда, небольшим пока опытом, но, тем не менее, ЛИЧНОСТЬ. И относиться к нему надо как к личности, а не рассматривать как подопытный материал.
7) Именно личность ученика должна являться центром учебно-воспитательного процесса: учитель для ученика, а не ученик для учителя.
8) Обучать должно и можно всех. Все зависит от применяемой технологии. Даже самая лучшая, с твоей точки зрения, технология может оказаться плохой для учеников. Выход один – менять технологию.
9) Учитель и ученик – это творческий тандем: учитель помогает ребенку раскрыть сердце и ум, берет его за руку, и так шагают они вдвоем, взаиморазвивая и взаимообогащая друг друга.
10) Азбука педагогического общения:
• люби учеников всем сердцем;
• относись к ним так, как хочешь, чтобы они относились к тебе;
• помоги каждому осознать себя личностью не только со своими собственными запросами, но и определенной социальной ответственностью;
• объясняй, а не наставляй; помни: они еще многого не знают, а только учатся;
• помогай им в приобретении нового жизненного опыта через постановку и достижение более высоких целей
• ставя любую задачу, формулируй ее конкретно: ученики должны знать точно, что надо сделать;
• будь постоянен в своих требованиях;
• будь терпелив – ученикам нужно время для адаптации и усвоения;
• хвали, а не ругай, поощряй, а не наказывай: найди доброе слово для каждого;
• всегда будь справедливо добр и по-доброму справедлив;
• будь чуток и неравнодушен к их проблемам;
• помогай им преодолевать боязнь и неуверенность в себе;
• великодушно прощай им их недостатки;
• умей их слушать;
• не обманывай их доверия, умей хранить их секреты;
• всегда следи за тем, что говоришь;
• будь искренним и честным;
• не считай ниже своего достоинства признаться, если чего-то не знаешь, признать свою ошибку или вину и извиниться перед учеником;
• всегда и во всем старайся быть образцом для учеников, но никогда не стремись доказать, что ты – само совершенство.
Гимназия, в которой я работаю, уже в течении ряда лет осуществляет профильное обучение: 8-9 классы (предпрофильная подготовка) - углубленное изучение математики, химии и биологии, иностранного языка; 10-11 классы (профильные) - экономические, гуманитарные, физико-математические и медико-биологические. Считаю, что непременным условием развития одаренности учащихся является их настрой, их мотивация. А так как в настоящее время растет потребность в изучении иностранного языка для использования его в дальнейшей профессиональной деятельности, то, работая в 8-11 классах использую технологию Content and Language Integrated Learning (интегрированное обучение иностранному языку), то есть использую в ходе урока определенные методические приемы и виды учебной деятельности, одновременно осуществляя контроль за усвоением содержательной стороны другого предмета. Это разумная интеграция базового компонента обучения английскому языку и профильной направленности. Так, например, в классах медико-биологического профиля использую тематику, охватывающую жизнь и деятельность выдающихся биологов, химиков, врачей, системы здравоохранения в России и зарубежных странах (в частности в англоязычных), проблемы в различных областях медицины, организацию здорового образа жизни (физическая нагрузка, спорт, правильное питание, факторы риска и т.д.), деятельность Международных организаций здравоохранения, фармакологию и т.д. Работаю также и по собственному учебному пособию “HUMAN BODY – FOR THOSE WHO ARE INTERESTED IN MEDICINE AND BIOLOGY” (“Анатомия – для тех, кто интересуется медициной и биологией”). В классах другой профильной направленности обучение английскому языку также осуществляется с использованием тем конкретного профиля. Результаты радуют: учащиеся не только успешно сдают ЕГЭ (средний балл выше регионального и федерального), но и, пройдя предварительное тестирование в ВУЗах, обучаются в продвинутых языковых группах, сдают зачеты и экзамены “автоматом”, успешно сдают Международные экзамены, работают переводчиками (например, во время работы Международного авиационно-космического салона “Макс”), работают в крупных Российских и зарубежных фирмах и даже заграницей, ведут научные исследования, читают лекции, выступают на симпозиумах и конференциях. Конечно, это результат их огромной самостоятельной работы, но приятно осознавать, что именно ты научил их учиться, самостоятельно добывать знания и развивать свои способности, свою одаренность.
Также осуществляю психологический настрой учащихся на развитие их собственной одаренности и достижение успеха. Обучение строю с учетом эффекта Розенталя (или эффекта Пигмалиона), то есть механизма проектной идентификации. Американский психолог Роберт Розенталь и его коллега Ленора Якобсон доказали существование этого эффекта следующим образом: в самом начале учебного года они провели тест на коэффициент интеллектуальности (IQ). В каждом классе отобрали по несколько учеников, якобы наделенных выдающимися умственными способностями, заявив, что если эти способности еще и не проявились, то обязательно проявятся в ближайшем будущем. Однако, на самом деле эти учащиеся были выбраны совершенно случайно, а учителя получили ложные данные. В конце же учебного года оказалось, что эти учащиеся действительно показали, и впрямь, высокий уровень IQ. Таким образом эксперимент доказал, что мы получаем то, во что верим. Так учителя, работавшие с этими учениками, вольно или невольно, передали свои ожидания ученикам, и те оправдали эти ожидания. В ходе эксперимента за учителями велось видеонаблюдение, и было отмечено, что “умников и умниц” учителя поощряли чаще, чаще хвалили их, более одобрительно улыбались им… Именно так было доказано, что изначальный настрой на хороший результат приводит к этому результату, тем самым развивая конкретную степень одаренности, имеющуюся у каждого конкретного ученика. Поэтому всегда даю понять ученикам, что они “супер ученики”, и они, в свою очередь, изо всех сил стараются соответствовать и делать то, что я от них ожидаю. Низкий уровень ожиданий и уязвленное самолюбие приводят к возникновению серьезных трудностей у учащихся в плане развития природной одаренности, в плане поддержания уверенности в себе и в плане высокой самооценки, что абсолютно недопустимо при работе с детьми вообще, и особенно, если ты стремишься развить их природную одаренность.
Залогом будущих достижений учащихся является и комфортность учебной среды, ведь только когда у ученика отсутствуют какие-либо страхи и ему комфортно на уроке, достигаются более высокие результаты учения, а личность развивается более гармонично.
Изучение иностранного языка и обучение иностранному языку в значительной степени отличаются от изучения и обучения другим предметам.
Через устную речь и письмо учащиеся представляют на всеобщее обозрение свой собственный внутренний мир, свое внутреннее “я” – чувства, предубеждения, страхи, отношения, стремления… Так как их уровень владения языком еще не совершенен, у них может возникнуть страх из-за отсутствия необходимых знаний, умений и навыков дать упрощенное или ложное представление о себе, быть превратно понятыми. Используемый ранее грамматико-переводной, или авторитарный подход, давал учащимся возможность действовать в хорошо спланированной, эмоционально нейтральной среде, где они всегда были защищены от возникновения отрицательных эмоций. Теперь, когда учителя стараются стимулировать интерактивную деятельность учащихся, необходимы не только интеллект и память этих учащихся, но и их личностное мировосприятие и самовыражение. Для этого необходима установка контакта, взаимопонимание, взаимодействие с учителем и другими учащимися. Следовательно, учитель должен принимать во внимание многие эмоциональные факторы, которые помогают учащимся чувствовать себя успешными или, наоборот, могут вызвать у них психологический дискомфорт. Таким образом, для достижения успеха необходимо ощущение чувства комфортности в общении учитель-ученик(и) и ученик-ученик(и). А комфортность для учителя в процессе обучения и комфортность учащихся в процессе учения достигается на основе взаимного интереса, взаимоуважения, взаимотолерантности и взаимосотрудничества. Поэтому в начале работы, когда учитель и учащиеся только знакомятся друг с другом, необходим период узнавания друг друга, период взаимоадаптации. При этом, как на начальном этапе так и в дальнейшей работе, учитель и ученики должны совместно экспериментировать, радоваться успехам и преодолевать неудачи.
Обучение языку и изучение языка - это долгий, упорный и кропотливый труд, не всегда сопровождающийся игровыми моментами, и создание атмосферы комфортности во многом помогает ученикам и учителю не ощущать всех тягот этого процесса. Кроме того, не все и не всегда хотят взаимодействовать “на полном откровении” и к этой позиции также надо относиться с пониманием и уважением, но при этом постараться как можно глубже вовлечь таких учащихся в деятельность: игры, драматизация, информативная деятельность, участие в проектной работе и т.д. Для взаимодействия “на полном откровении” учащиеся организуются в отдельные группы (взаимосимпатия, дружба, взаимные интересы), и деятельность этих групп может быть многообразна. Уважение к частной жизни, чужой тайне – еще один аспект сотрудничества. Только применяя педагогику сотрудничества, мы все добиваемся успеха, и при этом каждый вносит свою лепту в общее дело. Именно педагогика сотрудничества способствует успешному процессу социализации личности, а значит, и развитию одарённости.
В процессе работы провожу контроль:
• прогностический;
• диагностический;
• ориентированный на обратную связь;
• срезовый;
• тематический;
• вводный;
• текущий;
• поддерживающий;
• обобщающий.
Однако контроль всегда носит, прежде всего, обучающий характер. Присутствует механизм рефлексии, то есть:
• анализ того, чего добились учащиеся;
• реконструктивный анализ совершенных действий;
• определение достигнутых успехов;
• фиксация зоны затруднения и ее критический анализ;
• определение несовпадения с должным;
• постановка проблемы- как нужно сделать;
• выдвижение идей, гипотез, проектирование действий по решению проблемы;
• построение новой нормы, средства, способа.
По решению педагогического совета имею право выставлять оценки в журнал в конце четверти или полугодия. Опрашиваю всех учащихся по всем видам заданий, используя при этом помощников – консультантов из числа наиболее продвинутых учеников. Каждый ученик имеет право на пересдачу учебного материала (до нескольких раз), в журнал выставляю конечную оценку по данной теме, так как считаю, что важен именно конечный результат, достигнутый ребёнком на пути его совершенствования, будь то совершенствование языковое или чисто человеческое. Такой подход, по-моему, помогает сделать ребёнка успешным, повысить его внутреннюю мотивацию, избавить от страха сделать ошибку и получить низкую оценку, раскрепостить ученика для участия в коммуникативном общении. Использую также рейтинговую систему оценки, само- и взаимооценку учащихся, поощрение для публичного признания достижений, что создает позитивный эмоциональный фон, комфортную атмосферу на уроке, а значит способствует и развитию одарённости учащихся.
В настоящее время огромную помощь в развитии индивидуального творческого мышления, а, следовательно, и уровня одаренности учащихся оказывают также и информационно компьютерные технологии. Благодаря им происходит интеграция в мировое образовательное пространство, и это не дань моде, а усилие, направленное на изменение ментальности учащихся. Ведь часто бывает так, что ученик избегает общения на иностранном языке не потому, что не знает, как правильно оформить свою мысль, а потому что боится, мягко выражаясь, выглядеть “не совсем умным”.
Благодаря Интернету сейчас можно выучить практически любой язык, за исключением совсем уж экзотического. ИКТ также дают учащимся возможность сопровождать свои сообщения и учебные проекты различного рода презентациями, проходить онлайн тесты (дистанционное обучение и контроль), участвовать в различного уровня олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах, пользоваться контрольно-измерительными и справочными материалами кабинета иностранного языка и Интернет-ресурсами различных библиотек, виртуально посещать лучшие музеи и галереи мира, присутствовать на уроке, например, во время болезни или участия в соревнованиях, общаться по e-mail или Skype с учителем и получать различного рода консультации, общаться по Skype и в многочисленных социальных сетях со сверстниками из России, с зарубежными, в том числе англоговорящими, сверстниками и даже кумирами. Разве это в значительной степени также не помогает учащимся развивать свою общую и специальную одаренность?
Говоря о развитии индивидуального творческого мышления учащихся, их одаренности нельзя не упомянуть и ЕГЭ по иностранному языку. Может быть, в отношении точных и естественных наук ЕГЭ и помогает выявлять своих Ньютонов и Менделеевых, но сказать это об ЕГЭ по английскому языку нельзя. Задания по проверке знаний, навыков и умений понимания речи на слух, чтения, овладения грамматикой и лексикой, хотя и оставляют желать лучшего, но в общем-то адекватны, чего нельзя сказать о заданиях части С, и в частности части С2, где учащиеся должны написать сочинение-рассуждение. Но какое же это сочинение-рассуждение, если заранее дается установка, что необходимо выбрать какую-то одну точку зрения и аргументировано доказать ее? И дать при этом всего только три аргумента! А если ученику хочется сказать больше? И если он понимает справедливость и противоположной точки зрения? Но в соответствии с предъявленными требованиями он должен представить ее от лица других людей и аргументировано опровергнуть ее. Так что ни о каком развитии индивидуального творческого мышления здесь и речи быть не может. А это просто недопустимо, и данное задание необходимо менять, тем более что устная речь так и остается не включенной в ЕГЭ по иностранному языку.
В работе по развитию одаренности учащихся необходимо учитывать и психологический аспект. Сейчас, когда во главу угла ставится успешность ребенка, воспитание в нем превосходной оценки, когда воспитание честолюбия и признание его достоинств становятся чуть ли не главными методами социального воспитания, необходимо помнить, что хотя положительная самооценка обеспечивает эмоциональный комфорт и уверенность в себе, может случиться так, что ребенок уж слишком уверует в свое превосходство, станет зазнайкой, заболеет “звездной болезнью”. Желание постоянно превосходить всех других может также привести и к тому, что у ребенка возникнет тревожность по поводу того, что в следующий раз он может и не стать самым лучшим, возникновению зависти по отношению к более способным и удачливым одноклассникам. А это уже, в свою очередь, ведет к возникновению невроза. Поэтому не надо ставить целью только постоянное самоутверждение. Необходимо разумно и тактично критиковать ребенка, ограничивая его гордость, и не надо его постоянно сравнивать с другими. Разумная любовь и поддержка, разумная критика – именно они должны стать политикой учителя. Это же надо обязательно внушать и родителям потому, что стремление некоторых родителей реализовать через ребенка свои нереализованные амбиции может привести к самым страшным последствиям. Научить учащихся работать в команде и по достоинству оценивать и себя и других – вот на что учителю следует обратить особое внимание.
Я остановилась лишь на нескольких аспектах, связанных с работой учителя по развитию одаренности учащихся, так как данная тема очень широка. Но, подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что, в первую очередь, необходимо помнить - каждый ученик по-своему одарен и надо делать все возможное, чтобы не проглядеть эту одаренность, чтобы создать все необходимые условия для развития этой одаренности. Уверена, что это под силу каждому творчески работающему учителю.
Гусева Людмила Владимировна
Администратор
Постов: 1595
graph
Пользователь в оффлайне Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
 
#65710
Из опыта работы 8 г., 7 мес. назад Репутация: 47
One of my students speaks about her project participating in the Regional Video Conference…

Гусева Людмила Владимировна
Администратор
Постов: 1595
graph
Пользователь в оффлайне Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
 
#65725
Из опыта работы 8 г., 7 мес. назад Репутация: 47
Считаю, что для того, чтобы учащиеся были успешными в процессе обучения их иностранному языку и в процессе изучения ими иностранного языка, прежде всего необходимо создать комфортную обстановку на уроке, где присутствуют взаимопонимание, взаимоуважение, сотрудничество и сотворчество учащихся и учителя, а для этого, в свою очередь, необходимо учитывать многие психолого-педагогические аспекты.
Работаю в 8-11 классах, поэтому остановлюсь на этом периоде.
Конечно же необходимо учитывать возрастные особенности всех учащихся, но при этом с учётом индивидуально-возрастных особенностей каждого. Именно в этом возрасте у учащихся формируется самосознание, собственное «я» и самооценка. Часто возможны как конфликты с окружающими, так и внутренние – самим с собой. Роль учителя ( и не только учителя иностранного языка) в определении стиля общения с каждым конкретным учеником и в то же время со всеми учениками очень велика. Именно это путь ко взаимопониманию, сотрудничеству и сотворчеству и, значит, к успешному обучению и изучению иностранного языка. Также необходимо создавать условия и для успешной социализации учащихся, что особенно важно в этом возрасте. Это успешно реализуется через различного рода ролевые игры, правильную организацию работы учащихся в командах, группах, парах… Нельзя не дооценивать здесь и роль проектной работы.
Нельзя не упомянуть, что в этот период происходит и развитие многих познавательных процессов, усваиваются различные научные понятия, формируется способность логически мыслить и высказываться. Всё это необходимо учитывать и в процессе обучения иностранному языку, подбирая интересные для учащихся темы для обсуждения, проблемные задачи, причём, монологические высказывания на первоначальном этапе возможно строить и по определённым опорам, постепенно давая всё больше и больше свободы учащимся. Именно так развивается их творческое мышление. При этом необходимо вовлекать учащихся в различные дискуссии, затрагивающие интересные и жизненно важные для них проблемы. Учитель здесь должен быть хорошим артистом и даже высказывать заведомо неправильную точку зрения с целью создания ситуации, когда учащийся просто не может промолчать – ему необходимо высказаться и при этом быть услышанным. Это и есть мотивация. И пусть будут некоторые ошибки – их не в коем случае нельзя исправлять в процессе такого говорения. Самое важное – ученики говорят, высказывают свои точки зрения и общаются как с учителем, так и между собой в процессе таких дискуссий. Задача учителя – фиксировать (и при этом как можно незаметнее) все эти ошибки с тем, чтобы позднее («при разборе полётов») провести соответствующий тренинг. Нельзя забывать и о дальнейшем стимулировании и объективно хвалить учащихся, отмечая, какой шаг вперёд сделал каждый из них…
В этом возрасте у учащихся развиваются как общие, так и специальные способности, самоопределение (личностное и профессиональное) становится важным мотивационным моментом. Здесь возможно использование различных элективных профильных курсов и программ дополнительного образования. Кроме того, сейчас школы имеют право предоставлять и дополнительные платные образовательные услуги, и здесь уже зависит от учителя насколько он сумеет заинтересовать детей и их родителей… И это, конечно, дополнительная мотивация к изучению иностранного языка и, может быть, даже не одного.
В этот период происходят изменения также в нравственной и мировоззренческой сферах. На духовно-нравственном воспитании учащихся в процессе обучения английскому языку остановлюсь позднее отдельно, но и сейчас не могу не отметить, что наш предмет – это мощный фактор.
Происходят определённые изменения и в эмоциональной сфере, и учителю многое необходимо сделать для снятия тревожности и создания комфортной атмосферы на уроке, ведь в напряжённом состоянии и постоянном страхе получения низкой отметки (для некоторых ведь это может быть даже «4») совсем не до творческой активности и доверительного выражения своих мыслей, тем более на иностранном языке. (О своём опыте я уже упоминала в предыдущем сообщении.)
Уверена, что многоуважаемым коллегам, работающим с учащимися различных возрастных групп, есть чем поделиться, и очень хотелось бы узнать их точку зрения на эту проблему и приобщиться к их, уверена, огромному опыту.
Гусева Людмила Владимировна
Администратор
Постов: 1595
graph
Пользователь в оффлайне Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
 
ВверхСтраница: 1